logo
Uchebnik_ADFHDP_2011 (1) / Учебник АДФХДП 2011 на гриф

Виды анализа хозяйственной деятельности: их классификация и характеристика.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам, что показано в Таблица 1. Каждая из форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

Таблица 1- Классификация видов экономического анализа

признак

Классификационные группы

По отраслевому признаку

Отраслевой - учитывает специфику отдельных отраслей экономики;

Межотраслевой - теоретическая и методологическая основа АХД во всех отраслях экономики, или теория АХД.

По признаку времени:

Предварительный (перспективный) анализ - проводится до осуществления хозяйственных операций, необходим для обоснования управленческих решений. В зависимости от длины временного горизонта он делится на:

  • краткосрочный анализ - до одного года, используется для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса;

  • долгосрочный — свыше года, используется для выработки стратегической политики предприятия.

Последующий (ретроспективный) анализ - проводится после совершения хозяйственных актов, используется для контроля выполнения плана, выявления резервов, объективной оценки результатов деятельности. Делится на:

  • оперативный анализ - проводится за короткие отрезки времени для оперативного выявления недостатков или возникающих проблем;

  • итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год) с целью комплексного исследования результатов хозяйственной деятельности и влияющих на них факторов, полной оценки имеющихся возможностей.

Таблица 1 Продолжение

По пространственному признаку

Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений

Межфирменный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

По функциональному признаку, по той роли и задачам, которые он выполняет, выделяют:

Финансовый анализ – изучение и прогнози-рование финансового состояния предприятия и выявление резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы, внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализ проводят экономические службы совместно с техническими для изучения взаимодействия технических и экономических процессов и установления их влияния на экономические результаты.

Социально-экономический анализ проводят экономические службы, социологические лаборатории, статистические органы. Изучает связь социальных и экономических процессов.

Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений.

Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Таблица 1 Продолжение

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга для изучения внешней среды пред-приятия, рынков сырья и сбыта готовой продук-ции, ее конкурентоспособности, спроса и предло-жения, формирования ценовой политики, и т.п.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет товар, и методы их реализации. Его основное назначение - выявить ненужные функции и сократить затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции, замены материалов и т.д.

Логистический анализ исследует товарные потоки от поставщиков сырья до доставки товара покупателю. Он оптимизирует снабжение, производство, сбыт и способствует ускорению материальных потоков, снижению затрат.

По методике изучения объектов различают

Качественный анализ - способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ - основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ - проводят на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ - комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

Маржинальный анализ — проводят на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Таблица 1 Продолжение

Экономико-математический анализ выбирает наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи из ряда допустимых

По субъектам (пользователям анализа) различают

Внутренний анализ - проводится сотрудниками предприятия

Внешний анализ - проводится внешними ля предприятия лицами: вышестоящей организацией, аудиторами, банками и т.п.

По степени охвата изучаемых объектов:

Сплошной анализ - выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

Выборочный — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы:

Комплексный - деятельность предприятия изучается всесторонне

Тематический — только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес

Существуют и другие классификации.