logo
Uchebnik_ADFHDP_2011 (1) / Учебник АДФХДП 2011 на гриф

Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации товаров (продукции, работ, услуг)

Основные задачи данного анализа:

Для организаций, осуществляющих оказание нематериальных услуг, где производство и реализация одновременны, осуществляют только анализ продаж.

Источники информации:

Этапы анализа:

Анализируемые показатели (Рисунок 9):

Рисунок 9 - Показатели, используемые при анализе объемов производства и реализации продукции/услуг.

Используемые при расчетах формулы:

Валовый оборот ВО=ВП+ПФП

Валовая продукция ВП= ТП+ΔНЗП

Готовая продукция ТП=ГП+ПФС+ИПС+ РУС

Изменение остатков незавершенного производства

НЗП=Δ ПФ + Δ ВЦНП

Отгруженная продукция ПОТГР=ТП+ΔГП

Отгруженная оплаченная продукция ПОО=ОТГР+ΔДЗпост

Оплаченная продукция ПОПЛ=ОТГР+ΔДЗпост-ΔКЗпок

РП - Реализованной продукцией для целей налогообложения в зависимости от системы налогового учета может быть оплаченный или отгруженный товар (продукт, работа, услуга). С юридической точки зрения моментом реализации товара считается указанное в контракте на поставку событие перехода прав собственности от продавца к покупателю (отгрузка со склада продавца, поступление на склад покупателя, поступление оплаты на счет продавца или иное).

Для измерения результатов работы используются следующие единицы измерения:

Для предприятий торговли, общественного питания и туристических агентств основным показателем, характеризующим доход от основной деятельности, является товарооборот. Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости, равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.

Оптовый товарооборот — объем продажи товаров производителями и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

Если товар продается физическому лицу или организации для использования на нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью, т.е. для личного, семейного, домашнего или иного использования, то продавец осуществляет розничную торговлю.

Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по почте с оплатой по безналичному расчету, в кредит и других формах оплаты. Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим лицам с оплатой по безналичному расчету в оборот розничной торговли не включается. Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (или документа строгой отчетности, приравниваемого к чеку).

Оборот общественного питания в оборот розничной торговли не включается. В него входят:

В анализе организаций общественного питания товарооборот также подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). К розничному товарообороту относят продажу продукции собственного производства и покупных товаров (без их кулинарной обработки) непосредственно населению для личного потребления или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К розничному товарообороту относят также продажу собственной продукции и покупных товаров за наличный расчет.

Оптовый товарооборот организаций общественного питания включает реализацию покупателю производимые или закупаемые организацией товары для предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.

Внутренний отпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий собственного производства своим производственно-торговым подразделениям не включается в состав товарооборота.

Основные факторы, влияние которых исследуется:

Используемые методики расчета

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации товара в фактических и сопоставимых ценах, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Для сравнения, как правило, пользуются сопоставимыми ценами. При оценке в сопоставимых ценах нейтрализуется изменен цен. Для этого можно использовать один из 2 подходов. В первом случае учитывается только покупательная способность денежной единицы, поэтому для приведения используется общий индекс инфляции национальной валюты. С точки зрения собственника предприятия основным является получение прибыли. Поэтому оценивать надо ее изменение, причем в "твердых ценах", т.е. с учетом покупательной способности валюты. Во втором случае основой является текущая стоимость каждого элемента имущества организации, поэтому каждый вид ресурса или продукта подлежит индивидуальному приведению к текущей цене, т.е. применяются индивидуальные индексы цен на товар или товарную группу. С точки зрения фирмы здесь используется принцип сопоставимости прибыли в стоимостной и натуральной оценке, потому применяются следующие методы сопоставления:

Применение этих методов нейтрализует влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу. В качестве источника информации могут служить как данные по организации, так и статистическая информация об индексах цен.

Агрегатный индекс изменения цены определяют как отношение средневзвешенной цены в сравниваемом периоде к средневзвешенной цене в базовом периоде. Выпуск (реализацию) товара в сравниваемом периоде в сопоставимых ценах можно определить делением данной величины в фактических ценах на агрегатный индекс изменения цены. Среднегодовой темп роста можно рассчитать по средней геометрической. (см. п. 2.3)

Для производственных предприятий необходимо также привести объем выпуска и продаж в вид, сопоставимый по структуре (см. п.2.3). Для предприятий общественного питания на сопоставимость данных по товарообороту также существенно влияет удельный вес продукции собственного производства в общем объеме товарооборота. Товарооборот сопоставимой трудоемкости можно получить прибавлением 1/3 объема продажи покупных товаров к объему реализации продукции собственного производства.

После приведения в сопоставимый вид фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодам, рассчитываются процент выполнения плана (как отношение фактического объема выпуска или реализации к плановому), абсолютное отклонение от плана, темпы роста.

При анализе динамики товарооборота/объема реализации услуг строится динамический ряд, в котором приводятся данные за ряд периодов, но не менее чем за три периода. Возможно также изучение внутригодовой динамики продаж (по кварталам, месяцам). Анализ динамического ряда осуществляется через расчет цепных и базисных индексов, выявление сезонных тренов (см. п.4.4). Подобные ряды динамики и показатели, рассчитанные по ним, определяют при изучении товарооборота по группам и видам товаров, организационным формам и методам продаж.

После оценки выполнения плана в целом по организации переходят к его изучению по отдельным подразделениям (магазинам, отделам, секциям, точкам обслуживания). По каждому из подразделений определяют выполнение плана по сумме и в процентном измерении, проводится сравнение результатов работы подразделений. Детализация в анализе позволяет выявить наилучшие и отстающие в работе подразделения с целью изыскания резервов и принятия мер по улучшению работы организации, ее подразделений.

Важным моментом в деятельности любой организации является соблюдение договорных обязательств. Их нарушение может грозить штрафами, расторжением контрактов, снижением доверия покупателей. В этом случае необходимо провести анализ выполнения договорных обязательств (Таблица 25). Необходимо проанализировать причины отклонений по каждому контракту, рассчитать коэффициент выполнения договорных обязательств в целом и по каждому клиенту в частности. Он рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорам и его недовыполнением на плановый объем.

Таблица 25 - Анализ выполнения договорных обязательств за месяц, тыс. руб.

Вид услуг

Точка обслужи-вания

Объем услуг по договору

фактически оказано услуг

недо-поставка

зачтено в пределах плана

А

1

800

850

-50

800

2

800

750

50

750

3

600

700

-100

600

всего

2200

2300

-100

2150

В

1

500

500

0

500

2

1200

1500

-300

1200

всего

1700

2000

-300

1700

итого

3900

4300

-400

3850

Коэффициент выполнения договорных обязательств в целом = (4300-400)/4300=0,91.

На изменение объема продаж производственных подразделений влияют многие факторы, связанные с изменением отгрузки продукции:

Расчет влияния составляющих на реализацию продукции производится методом разниц (элиминирования при аддитивной связи) – см. п. 4.3.

Для организаций торговли и общественного питания проводится изучение состава товарооборота - рассмотрение его по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания, формам продвижения товаров.

При этом в анализе оптового товарооборота изучают динамику продаж по условиям оплаты. В зависимости от условий договора товар может оплачиваться следующим способами:

Изучаются значимость (удельный вес товарооборота по каждому условию оплаты в общем обороте товаров), тенденции развития товарооборота с учетом жизненного цикла товара (динамику товарооборота) по каждому из условий оплаты. Определяют наиболее приемлемые условия оплаты с точки зрения объема товарооборота, значимости в обороте и перспектив развития. На этой основе выявляют способы увеличения товарооборота за счет расширения наиболее приемлемых условий оплаты или сокращения менее значимых условий оплаты, условий с понижающейся динамикой выручки.

В розничном товарообороте выделяют реализацию за наличный расчет и реализацию в кредит. В процессе анализа определяют, какой из видов оборота обеспечивает наибольшую выручку, и оценивают, как изменяется товарооборот по видам продаж, устанавливают, какое из условий оплаты в наибольшей степени способствует росту товарооборота и соответственно денежной выручке от продаж.

При изучении оптового товарооборота по формам товародвижения его разделяют на:

В процессе анализа определяют динамику каждой из форм оборота, выявляют наиболее перспективную, динамичную или наибольшую по объему и удельному весу форму товарооборота.

В анализе складского товарооборота изучают звенность товародвижения — количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него. Для этого используют коэффициент звенности, отражающий отношение товарооборота без посредников к общему товарообороту. Коэффициент звенности сравнивают в динамике и между отдельными предприятиями, подразделениями; оценивают их работу по его величине.

При складском товарообороте также определяют и изучают в динамике грузооборот склада — объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный календарный период.

Удельный вес складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли, т.е. от наличия складских помещений, а в конечном счете — от прибыли складских и транзитных операций.

Выбор складской или транзитной формы товародвижения производят на основе учета доходов, расходов, прибыли и рентабельности каждой из форм товародвижения. Изучают динамику перечисленных показателей, выявляют тенденции, определяющие предпочтение в выборе форм товародвижения.

Розничный товарооборот по организационным формам товародвижения включает реализацию через:

Также производится анализ товарооборота по формам торгового обслуживания:

Анализ товарооборота по составу заключается в сравнении фактического товарооборота с плановым оборотом по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания. Оценивают степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах. Исчисляется удельный вес каждой из составляющих товарооборота. Проверяют выполнение плана по удельным весам. Если товарооборот по составу не планировался, ограничиваются динамическими сравнениями по каждой из составляющих товарооборота.

Такой анализ позволяет выявить:

Следует учитывать и последствия применяемых методов или форм торговли. Например, при анализе продаж в кредит в розничной торговле учитывают возможные последствия отсрочки, включая задержку денежных поступлений, риск неоплаты, вероятность инфляции и ее влияние на финансовый результат от данного вида продаж. Продажи через виртуальные магазины в сети «Интернет» позволяют свести к минимуму складские запасы, а товар может доставляться от производителя с использованием методов маркетинговой логистики.