logo
Uchebnik_ADFHDP_2011 (1) / Учебник АДФХДП 2011 на гриф

Способ сравнения. Многомерные сравнения.

Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого параметры изучаемых объектов или процессов сопоставляются с параметрами других объектов или процессов или тех же, но за иные временные промежутки с целью определения общих черт либо различий между ними, выявления тенденций и закономерности их развития.

Сравнения, как технологический прием экономического анализа, могут осуществляться в различных формах (При проведении сравнения необходимо, чтобы явления были бы качественно сравниваемы между собой:):

При проведении сравнения необходимо, чтобы явления были бы качественно сравниваемы между собой:

Процедура сравнения проходит в несколько этапов:

Таблица 7- Виды и цели использования сравнений в АХД

Вид сравнения

Цель использования

фактических значений показателей с плановыми

для оценки степени выполнения плана

фактических значений показателей с нормативными

для осуществления контроля за затратами и внедрения ресурсосберегающих технологий

фактических значений показателей с данными прошлых лет

для определения тенденций развития экономических процессов

фактических значений показателей с прогнозируемыми

обоснования и оценки качества прогнозов

уровня показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и опыта работы других предприятий

для поиска резервов

уровня показателей анализируемого предприятия со средними их величинами по отрасли

для определения положения предприятие на рынке среди других предприятий той же отрасли

параллельных и динамических рядов

для изучения взаимосвязей исследуемых показателей

различных вариантов управленческих решений

с целью выбора наиболее оптимального из них

результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора

при расчете влияния факторов и подсчете резервов

Различают следующие виды сравнительного анализа:

Таблица 8- Сравнение факта с планом

Вид

товара

Объем продаж, млн. руб.

Абсолютное отклонение от плана

Выполнение плана, %

план

факт

А

300

327

+27

109

Б

250

325

-25

90

В

500

510

+10

102

И т.д.

….

Итого

4000

4200

+200

105

Таблица 9- Сравнение продаж по подразделениям сети

Вид товара

Магазин 1

Магазин N

Итого

Млн. руб.

% к итогу по магазину

% к итогу по виду продукции

…..

Млн. руб.

% к итогу по магазину

% к итогу по виду продукции

Млн. руб.

% к итогу

1

2

3

4

8

9

10

11

12

А

100

11,9%

40,0%

0

0,0%

0,0%

250

4,9%

Б

120

14,3%

5,6%

1400

53,8%

65,4%

2140

41,6%

В

250

29,8%

16,9%

1200

46,2%

81,1%

1480

28,8%

Прочее

370

44,0%

29,1%

0

0,0%

0,0%

1270

24,7%

итого

840

100%

16,3%

2600

100%

50,6%

5140

100%

По количеству объектов и параметров сравнения различают:

Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения ее себестоимости.

Наиболее сложными, но часто используемыми являются методы многомерного анализа, применяемые для комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности. Задача комплексной оценки может решаться в следующих направлениях:

Этапы многомерного сравнительного анализа методом эвклидовых расстояний:

Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (пример –Таблица 10).

Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста. Возможно изучение одновременно и моментных, и темповых показателей.

Таблица 10- Исходные данные к комплексному анализу финансового состояния филиалов организации.

филиала

запас

безубыточности ,%

коэффициент ликвидности

коэффициент

оборачиваемости

рентабельность

продаж, %

рентабельность капитала, %

коэффициент финансовой независимости

доля собственных оборотных средств в общей сумме текущих активов, %

1

2

3

4

5

6

7

8

1

30

1,8

3,2

25

22

0,75

16

2

25

2

2,5

30

26

0,62

26

3

52

1,5

2,8

35

25

0,55

25

4

40

1,7

2,2

33

38

0,68

30

5

22

1,4

2,7

24

16

0,58

0

6

30

1,6

3,5

20

21

0,72

35

Этап 2. В таблице исходных данных по каждому параметру определяется максимальный элемент, который принимается за единицу (Таблица 10 -выделен жирным шрифтом). Затем все элементы этого столбца (аij) делятся на максимальный элемент или эталонный объект (max аij). В результате создается матрица стандартизованных коэффициентов (xij): - Таблица 11Error: Reference source not found.

Таблица 11- Матрица стандартизированных коэффициентов.

№ предприятия

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

1

0,577

0,900

0,914

0,714

0,579

1,000

0,457

2

0,481

1,000

0,714

0,857

0,684

0,827

0,743

3

1,000

0,750

0,800

1,000

0,658

0,733

0,714

4

0,769

0,850

0,629

0,943

1,000

0,907

0,857

5

0,423

0,700

0,771

0,686

0,421

0,773

0,000

6

0,577

0,800

1,000

0,571

0,553

0,960

1,000

Если с экономической стороны лучшим является минимальное значение показателя (например, затраты на рубль продукии), то надо изменить шкалу расчета так, чтобы наименьшему результату соответствовала наибольшая величина, коэффициента (например, за эталон выбирается минимальное значение и производится деление этого эталонного значения на фактические значения для каждого сравниваемого объекта).

Этап 3. Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (Кi), установленных экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам: - Таблица 12.

Таблица 12- Результаты комплексной рейтинговой оценки финансового состояния

№ показателя

1

2

…..

6

7

итого R

место

весовой коэффициент

0,12

0,14

0,06

0,07

№ предприятия

1

0,041

0,111

0,065

0,015

0,774

5

2

0,028

0,137

0,044

0,040

0,776

4

3

0,122

0,077

0,035

0,037

0,843

1

4

0,072

0,099

0,053

0,053

0,839

2

5

0,022

0,067

0,039

0,000

0,637

6

6

0,041

0,087

0,060

0,072

0,790

3

Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Ri) размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйствования. Первое место занимает объект, которому соответствует наибольшая сумма.

В любом случае для того, чтобы результаты сравнений обеспечили правильные, обоснованные выводы, объективно отражающие сущность изучаемых хозяйственных процессов и явлений, необходимо гарантировать полную сопоставимость сравниваемых показателей.

Проводя сравнение необходимо удостовериться в сопоставимости показателей, особенно если рассматриваются разные периоды или разные объекты. Несопоставимость может быть вызвана изменением стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов, разными отрезками времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели, неодинаковыми исходными условиями деятельности (техническими, природными, климатическими и т.д.), разной методикой расчета показателей и другими факторами. Для обеспечения сопоставимости сравниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечисленным факторам.

В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей. Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах.

Учетные данные и экономические показатели могут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах. Текущими (базисными) называют цены, заложенные в проект без учета инфляции или фактические цены того периода, который взят за исходную точку анализа. прогнозными – цены, ожидаемые на следующих периодах анализа. Дефлированными (расчетными) называют прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного периода времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.

Общий индекс инфляции за период от начальной точки 0, в качестве которой можно принять начало или конец базисного периода, до конца n—ого периода обозначим GJ(0)n. Он отражает соотношение среднего уровня цен в конце n-ого периода к среднему уровню цен в начальный момент времени. Если в качестве начальной точки принять конец базисного периода, то GJ(0)n=1. Цепной общий индекс инфляции на n-ый период Jn отражает отношение среднего уровня цен в конце n-ого периода к среднему уровню цен в конце периода n-1. Средний базисный индекс инфляции в n- ом периоде GJn отражает отношение среднего уровня цен в середине n-ого периода к среднему уровню цен в начальный момент времени.

Обозначим GJtk – базисный индекс цен на k- ый продукт (услугу, ресурс), а J(t)nk – цепной индекс цен на k- ый продукт (услугу, ресурс), где t- момент времени (t=0,1…n). n- количество моментов времени t (периодов времени, временных отрезков, на которых уровень цен считается неизменным) в рассматриваемом периоде.

Базисный индекс инфляции рассчитывается как произведение предшествующих цепных индексов:

GJnk= GJ0k * J1k* J2k….*. Jnk

Каждый последующий цепной индекс равен отношению каждого последующего базисного индекса к предыдущему базисному индексу Jnk = GJnk / GJn-1k

средний базисный индекс инфляции для n периодов расчета:

.

Для учета инфляции используют также среднемесячный темп инфляции j, т.е. такой темп инфляции, который при равномерной инфляции в течение года, приводит к ее заданному среднегодовому значению. Если принять за начало отсчета (точки 0) начало года (периода), tn - начало n- ого месяца (интервала в анализируемом периоде), то при равномерной инфляции j индекс инфляции за n- ый период Jn =1+j. , а индекс инфляции за год (анализируемый период):

.

а среднемесячный темп инфляции составит (например, если jгод = 48%:)

Для обеспечения сопоставимости валовой продукции физический ее объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода либо делением фактических цен на соответствующий индекс инфляции.

Таблица 13- Приведение в сопоставимый вид по цене

Вид товара

План

Факт

Фактический объем в плановых ценах

К

Ц.

С

К

Ц.

С

К

Ц.

С

А

10

27,25

272,5

12

30

360

12

27,25

327

Б

5

37,5

187,5

6

29

234

6

37,5

225

В

20

25,5

510

20

28

560

20

25,5

510

И т.д.

Итого

380

4500

4200

Где К- количество, тыс. шт.

Ц – цена за единицу, тыс .руб.

С – стоимость реализованного товара, млн. руб.

В примере (Таблица 13)действительный прирост объема продаж в сопоставимых ценах равен:

∆ВП = {(4200-3830)/3830}х100 = 9,66%.

Если не обращать внимание на разную стоимостную оценку, то получится завышенный показатель прироста:

∆ВП = {(4500-3830)/3830}х100 = 17,49%.

Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Для нейтрализации влияния объемного фактора сумму затрат базисного года надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного года и после этого сравнить с фактической суммой затрат (например, Таблица 14): (444/498) х 100 = 89, 15%.

Таблица 14- Приведение в сопоставимый вид по объему

Вид товара

Себестоимость штуки, тыс. руб.

Фактический объем, тыс. шт

Затраты на фактический объем, млн.руб.

план

факт

По плановой себестоимости

По фактической себестоимости

А

25

22

12

300

264

Б

33

30

6

198

180

Итого

498

444

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем товара пересчитать на структуру базисного периода (Таблица 15):

где Vобщ- общий объем продаж,

Удi – удельный вес i-того вида продукции в общем выпуске,

Цi – цена i-того вида продукции.

Таблица 15- Приведение в сопоставимый вид по структуре

Вид товара

Цена, тыс. руб./шт

Объем продаж, тыс. шт.

Удельный вес,%

План

Факт

План

Факт

А

30

5

5,3

50

60

Б

6

5

3,6

50

40

Итого

10

9,0

100

100

РПпл = 10 * 0,5 * 30 + 10 * 0,5 * 6 =180 тыс. руб.

РПусл = 9 * 0,5 * 30 + 9 * 0,5 * 6 =162 тыс. руб.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д., без учета производственной базы предприятия. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то их можно сравнивать.

В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно не только может исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому, не проверив тождества методики расчета, показателей в плане и отчете текущего года, а также за прошлые периоды, можно дать неверную оценку динамики, поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет положено различие в способе его расчета. Чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.

В некоторых случаях важно обеспечить сопоставимость по природно-климатическим условиям. Необходимо обращать внимание и на сезонный характер некоторых показателей. Например, накапливаются запасы товаров к сезону, возрастает коэффициент оборачиваемости капитала в период деловой активности предприятия и т.д.

Нельзя также допускать, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом, себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции, балансовую и чистую прибыль предприятия и т.д.

Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.