logo search
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

Функции и роль бытового обслуживания населения

В условиях трансформации экономики России особую важность приобретает определение перспектив развития тех отраслей, которые участвуют в создании потребляемых жизненных благ, в том числе бытовых услуг. Бытовое обслуживание населения имеет важное значение для поддержания и повышения жизненного уровня, который в современных условиях определяется не только темпами роста и масштабами развития отраслей материального производства, но и показателями потребления услуг. В настоящее время роль бытового обслуживания еще более увеличивается в связи с необходимостью решения ряда социально-экономических проблем. Во-первых, бытовые услуги восстанавливают потребительские свойства различных изделий, находящихся в пользовании граждан. Это позволяет экономить денежные средства в условиях, когда покупка новых товаров недоступна для 2/3 населения России. В связи с этим возрастает потребность населения в услугах по ремонту одежды, обуви, сложной бытовой техники. Во-вторых, важной функцией бытового обслуживания является увеличение свободного времени граждан, которое все более необходимо для самообразования, приобретения новых специальностей, повышения квалификации. В-третьих, возрастает необходимость в ремонте сложной бытовой техники и телерадиоаппаратуры в связи с насыщением рынка данными товарами, которые не всегда являются достаточно качественными. В-четвертых, сформировался круг потребителей с высокими доходами, активно пользующихся услугами личного характера, что предопределил появление парикмахерских салонов, высокоразрядных ателье, автосалонов.

Бытовая услуга – это либо преимущественно производительный живой труд, результатом которого являются материально-вещественные предметы или восстанавливается стоимость предметов, уже использовавшихся в домашнем обиходе, либо деятельность, не принимающая осязаемых результатов.

В соответствии с ГОСТом, обслуживание населения определяется как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя услуги, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей населения.

Бытовое обслуживание населения – это особая форма экономической деятельности, выделяемая в отдельную отрасль и входящая в сферу платных услуг населению, целью которой является улучшение материальной стороны быта граждан, сокращение времени на ведение домашнего хозяйства, сокращение расходов на приобретение предметов обихода.

Бытовому обслуживанию населения присущи все основные приз­наки (черты) самостоятельной отрасли народного хозяйства. В частности, как и другие отрасли, бытовое обслуживание населе­ния располагает основными и оборотными фондами, постоянными кадрами рабочих, специалистов и служащих. Формированию бытового обслуживания населения в самостоятельную отрасль экономики в значительной степени содействовали те специфические особенности, которые присущи только предприятиям службы быта. В их числе следует отметить:

– обязательный индивидуальный заказ, и, как правило, личный контакт потребителя с исполнителем или представителем произ­водителя бытовой услуги (приемщик, мастер, агент);

– ярко выраженный локальный характер деятельности большинства подразделений отрасли;

– колебания спроса на бытовые услуги по сезонам года, месяцам и даже по часам рабочего времени предприятий.

– одновременное сочетание функций, характерных для производства (производство услуги) и для торговли (реализация услуги).

Рынок бытовых услуг – это сфера обмена, организованная по законам товарного производства и обращения. Различают несколько видов рынка бытовых услуг.

Рынок произ­водителя – это ситуация когда спрос значительно превышает предложение быто­вых услуг. В этом случае главное – предложение услуг, которые практически все реализуются, даже если не соответствуют запросам потребителей. Количеству отдается полный приоритет над ка­чеством. Конкуренция отсутствует. Население вынуждено пользо­ваться теми услугами, которые предлагает служба быта. Культу­ра их предоставления часто невысока.

Рынок потребителя – рынок, на котором нет монополии производства услуг, имеется их выбор, есть соответствие или незначительное превышение предложения над спросом. Потребитель может выбрать услуги, подходящие ему по цене, культуре сервиса, затратам времени и отдать им предпочтение по сравнению с другими.

В связи с тем, что сфера деятельности предприятий службы быта имеют территориальный (местный) характер, рынок бытовых услуг различается также с точки зрения территориальных границ и масштабов. Существенное воздействие на предложение услуг и их спрос оказывают цены, политика доходов, налоги, финансово-кредит­ные рычаги, маркетинг.

Бытовые услуги классифицируются по следующим признакам:

  1. По организационно-правовой форме субъекта-исполнителя различают:

  1. По характеру труда различают:

– производственные услуги – услуги, предоставленные в виде товара или входящие в его состав ( изготовление, ремонт и восстановление бытовой техники, теле-, радиоаппаратуры, одежды, мебели и других предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного назначения);

– непроизводственные услуги – это услуги, имеющие нетоварный характер (это услуги бань, парикмахерских, справочные услуги и т. д.).

  1. По форме собственности предприятий, обслуживающих население, услуги бывают:

  1. По степени участия в создании потребительской стоимости, услуги делятся на следующие:

Многие виды бытовых услуг обладают свойствами чистого об­щественного блага и внешним эффектом, а это предполагает необ­ходимость регулирования этой сферы деятельности и формирования наряду с коммерческим некоммерческого сектора бытовых услуг.

Существуют бытовые услуги, обслуживающие процесс распре­деления, обмена и потребления, различных благ, которые отно­сятся к чистым издержкам обращения. Это, например, услуги бюро по обмену жилплощади, услуги ломбардов. Особенность бы­тового обслуживания в том, что процесс обращения здесь не всег­да пространственно отделен от производства, в отличие, напри­мер, от легкой промышленности и торговли.

Бытовые услуги предоставляются через конкретные формы об­служивания. Форма обслуживания – это вид труда, обусловленный определенным содержанием услуги, являющейся ее неотъемлемой частью. Формы обслуживания, наиболее распространенные на практике:

по месту жительства или на дому у заказчика (оказание услуг репетитора, настройщика пианино, специалистов по ремонту крупногабаритной радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техни­ки);

на предприятии бытового обслуживания населения (изготовление одежды, обуви, трикотажных, ювелирных изделий, изготовление мебели, химчистка одежды);

по месту работы (прокат средств производства, ремонт обуви, часов, оказание услуг парикмахера, прием заказов на все виды бытовых услуг);

по месту отдыха (прокат предметов спортивного инвентаря и культурно-бытового назначения, работа городков отдыха, воспитателя с детьми в комнатах отдыха);

самообслуживание – получение услуг преимущественно без посто­ронней помощи работников (стирка белья в прачечной самообслу­живания, изготовление вещей в салонах);

абонементные – на основе документа, предоставляющего право получать услугу в соответствии с условиями договора сторон (техническое обслуживание и ремонт телевизоров, холодильников);

срочное – осуществляемое в короткий промежуток времени (хим­чистка, стирка вещей, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, доставка мебели).

Бытовое обслуживание населения как самостоятельная целост­ная отрасль, функционирующая на основе об­щности конечного результата производственной деятельности своих предприятий и учреждений, играет важную роль в экономике. Если рассматривать роль отрасли бытового обслуживания населения в экономическом аспекте, выражающемся в повышении эффективности производства, очевидно превращение разнообразных бытовых услуг, предоставляемых населению предприятиями службы быта, в важный фактор развития производства и роста его эффективности.

Однако, несмотря на важность бытового обслуживания, его уровень и качество в последние годы постоянно понижается. Весьма незначительна предпринимательская активность в этой сфере, т. к. необходимость иметь оборудование, инструмент, сырье и материалы, помещение требует значительных капитальных вложений. Платежеспособный спрос населения невысок, что обуславливает низкую норму прибыли на вложенный капитал. Для начала предпринимательской деятельности необходимы значительнее средства. В то же время по расчетам срок окупаемости одного рабочего мес­та по парикмахерским услугам и фотоуслугам составляет 2-3 года, химической чистке одежды – 10-15 лет, пошиву и ремонту одежды – 1-2 года, пошиву и ремонту обуви – 5-7 лет, прачечным услугам – 8-10 лет.

Становление сферы бытового обслуживания началось в нашей стране в 60-е гг. Однако, социально-экономическая эффективность развития отрасли была невысока: ассортимент и качество услуг, предоставляемых населению, их доступность, сроки выполнения заказов оставляли желать лучшего. Это обусловило необходимость радикальных изменений в от­расли, которые начались в 1991-1992 гг. В условиях последовав­шего стихийного формирования рыночных отношений в этой сфере возникло много проблем: неконтролируемый рост цен, резкое “сжатие” спроса на бытовые услуги и, как следствие, сокраще­ние количества предприятий службы быта. Действующие предприятия отрасли, как правило, работают нерентабельно. Исключение сос­тавляет небольшая группа элитных предприятий, сориентированных, на высокодоходную часть населения. Серьезная стабилизация в данной сфере требует комплекса законодательных, финансовых и организационно-экономических мер, разработки государственных программ выживания и развития отрасли бытового обслуживания населения в современных усло­виях рыночных отношений.