2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг, надо отметить, что предприятия, предоставляющие услуги состоятельным гражданам, работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, подготовку кадров. Они полностью адаптировались в рыночных условиях. Предприятия, обслуживающие население со средним уровнем доходов, являются малорентабельными. Отдельные виды услуг вообще убыточны. Зачастую рентабельность предприятия достигается за счет прочих доходов, в том числе полученных от сдачи помещений в субаренду, организации торговли и совместной деятельности с другими предприятиями. Произошел естественный отбор услуг. Сворачиваются или трансформируются услуги, не нашедшие спроса или не дающие нормальную прибыль. Исчезают такие услуги, как обновление одежды и трикотажных изделий, художественная штопка, перешив взрослой одежды на детскую, ремонт головных уборов, выполнение отделочных работ. Значительно сократились объемы услуг по изготовлению обуви, ювелирных изделий на заказ, по прокату, переплетно-картонажным и машинописным работам. Сократилось количество мастерских по ремонту и изготовлению зеркал, обработке стекла. Расширился спектр услуг в мастерских по ремонту металлоизделий, в то же время спрос на них сократился. Высокий уровень спроса сохраняется на услуги парикмахерских, ремонт обуви, чистку изделий из кожи и меха, услуги фотолабораторий быстрого обслуживания. По этим услугам наименьший отток специалистов в другие отрасли экономики. Увеличилось количество организаций ритуального обслуживания, возрос объем предоставляемых услуг ими услуг. Относительный рост произошел только по услугам химической чистки, ремонту автотранспортных средств, ритуальным услугам. Другие виды услуг снизили темпы своего роста.
Необходимо отметить негативные последствия приватизации в сфере услуг. Методы приватизации в бытовом обслуживании отрицательно сказались на специализации предприятий и себестоимости услуг, стали причиной разрушения инфраструктуры и распыления инвестиций. В результате население лишилось возможности эффективно удовлетворять свои бытовые нужды. На 50% уменьшилось количество действующих предприятий, сократилось число работников, причем в динамике ситуация не улучшается. Многие предприятия закрываются или перепрофилируются на другие виды деятельности. Доля бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению Российской Федерации в 2000 году по сравнению с 1999 годом снизилась на 1,5%. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах в 1998 году составлял 94% по сравнению с 1997 годом. С 1999-2000 годов начинается незначительный прирост объема: на 1% и 2,6% соответственно (прил. 12). Результаты приватизации не означают ее нецелесообразности. Но в отношении предприятий, оказывающих бытовые услуги, нужно было более внимательно подойти к выбору способов приватизации, четко зафиксировать в них соблюдение профиля деятельности, предоставить преимущественное право приватизации коллективу предприятия.
В период с 1995 до 1997 года наблюдалось постоянное увеличение объема бытовых услуг: в 1995 году – 109% по сравнению к предыдущему году, в 1996 году – 108%, в 1997 году – 112%. В 1998 году наблюдалось снижение объема бытовых услуг – 94%, затем вновь увеличение в 1999 году – 101% и в 2000 года – 103%. Очень печально наблюдать, что в 2001 году объем бытовых услуг (хотя и незначительно) снова упал – 99% (прил. 13).
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9