logo search
lekcii_po_makroekonomike

7.6.2.1 Общие подходы. Классификация макроэкономической политики государства

В экономической теории существует достаточно большое разнообразие теорий, объясняющих причины рецессии в экономике и предлагающие разнообразные подходы к ее преодолению (Табл. 7.1).

Таблица 7.1 Причины и рекомендации по преодолению рецессии

Причины рецессии

Рекомендации по проведению экономической политики

Жесткость цен и заработной платы препятствует достижению равновесия при полной занятости

Проведение стимулирующей кредитно-денежной или налоговой политики

Ожидаемое снижение реальной заработной платы, вызываемое ожиданием снижения денежной массы, приводит к сокращению предложения труда, уменьшается занятость и объем производства

Только неожиданные изменения предложения денег могут повлиять на занятость и объем производства

Жесткость номинальной зарплаты и цен, долгосрочные контракты, несовершенная информация, издержки меню препятствуют достижению равновесия при полной занятости

В зависимости от причины жесткости номинальных показателей как ожидаемые, так и неожиданные изменения предложения денег могут привести к изменению дохода

Невозможность для фирм вести скоординированную политику приводит к равновесию при низком уровне выпуска (неэффективному по Парето)

Вмешательство правительства может помочь частному сектору выбрать равновесие при высоком выпуске (Парето-эффективное)

Добровольное снижение работниками предложения труда в периоды низкой заработной платы, являющейся следствием негативных технологических сдвигов

Так как безработица носит добровольный характер, проведение экономической политики нерационально

Таким образом, экономисты имеют достаточно широкий набор средств для влияния на экономическое равновесие, то есть, они могут стимулировать экономику в период спада и использовать сдерживающую политику в период подъема для предотвращения «перегрева» экономики. Если бы в реальности все было так просто, то мы не наблюдали бы подъемов и кризисов, а экономика функционировала бы поступательно, а всякие отклонения от траектории развития мы объясняли бы неправильной экономической политикой государства. Но очень часто трудно конкретный эпизод рецессии объяснить с позиций единственной теории делового цикла.

Поэтому нет единого мнения относительно путей ее преодоления. Следует отметить, что в ситуации стагфляции сочетается высокая безработица и инфляция. Надо решать обе проблемы. Однако в действительности общество преследует разные цели, которые порой противоречат друг другу. Например, пытаясь бороться с инфляцией путем проведения политики «дорогих денег», мы получаем в краткосрочном периоде снижение объема производства и рост безработицы.

В экономической теории и экономической политике часто встает вопрос об оценке издержек общества по борьбе с инфляцией и безработицей, так как согласно теоретическим представлениям, вытекающим из кривой Филлипса, стабилизационная макроэкономическая политика приводит к повышению темпов инфляции. Поэтому возникает дискуссия о сравнительных издержках безработицы и инфляции. Выигрыш от сокращения безработицы может быть переоценен, так как трудно оценить потенциальный ВНП и, следовательно, измерить разрыв между ним и реальным ВНП. Поэтому тогда неясно, когда безработица добровольная, а когда — вынужденная. С другой стороны, издержки инфляции могут быть недооценены, так как трудно оценить издержки, связанные с неопределенностью темпов инфляции, и результате которой агенты отказываются от принятия решений. В то же время выигрыш от борьбы с безработицей может быть большим, но временным (пока объем производства не достиг потенциального уровня). Издержки от возникающей при этом инфляции могут быть в каждом периоде незначительными, но совокупный их эффект оказывается существенным, так как в досрочном равновесии темпы инфляции будут постоянно выше прежнего уровня. Поэтому при принятии решений о проведении стабилизационной политики надо сопоставлять приведенные издержки инфляции с текущим выигрышем от снижения уровня безработицы.

В экономике может возникнуть проблема, даже если преследуется лишь одна цель: достижение объема производства при полной занятости. Проблема состоит в том, что, когда правительство пытается нейтрализовать действие какого-либо шока предложения или спроса, то производство реагирует на проводимую политику лишь постепенно, а, кроме того, трудно спрогнозировать как сильно отреагирует экономика на ту или иную экономическую политику.

Возможные реакции на экономические шоки можно поделить на две категории. Это либо пассивная политика (политика невмешательства), когда ничего не предпринимается для того, чтобы способствовать скорейшему возвращению экономики к выпуску при полной занятости. Как мы изучали ранее, в соответствии с неоклассическим подходом в этом случае экономика со временем самостоятельно вернется в долгосрочное равновесие, т.е. к объему производства при полной занятости. Другим вариантом ответа на экзогенный шок может быть активная стабилизационная политика, направленная на нейтрализацию последствий шока. В этом случае встает вопрос о том какую форму такая политика должна принять. Непоследовательная макроэкономическая политика («политика «свободы действий») означает, что правительство дает оценку экономическим проблемам в каждом конкретном случае и подбирает подходящую для этого политику. Поэтому такая политика называется дискреционной.

Альтернативой дискреционной политики является следование заранее определенным правилам (политика твердого курса). Она предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в конкретной ситуации, и эти меры ограничиваются определенными количественными рамками, которые выбраны к качестве целевых ориентиров и не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Примеры вариантов такой политики, их достоинства и недостатки приведены в таблице 7.2. При этом политика твердого курса может быть как пассивной, так и активной. Примером пассивной политики в рамках твердого курса может быть стремление Национального банка страны осуществлять эмиссию денег в пределах 5% независимо от динамики безработицы. При активной политике в рамках твердого курса может быть стремление Национального банка стабилизировать состояние экономики за счет расширения предложения денег в случае роста безработицы. В этом случае применяется правило, согласно которому предложение денег должно быть увеличено на х% в ответ на рост безработицы (по сравнению с естественным уровнем) на 1%. В этом случае при негативных шоках будет применяться монетарная экспансия, но не дискреционно, а в виде заранее сформулированного правила реагирования. В этом случае предложение денег описывается уравнением:

M/M = 5% + (U–U-1)

Таблица 7.2 Альтернативные варианты политик, основанных на следовании правилам.

Целевая переменная, которая фиксируется

Преимущества

Недостатки

Темп роста денежной базы

Может быть реализовано Центральным банком.

Обеспечивает номинальный якорь

Может вести к колебаниям в уровне безработицы и темпах инфляции

Номинальная ставка процента

Может быть реализовано Центральным банком в краткосрочном периоде

Колебания в совокупном спросе могут вести к колебаниям уровня безработицы.

Не обеспечивает номинального якоря, а значит, нет ограничений на инфляцию

Темп роста предложения денег

Обеспечивает номинальный якорь

Сложно контролировать денежную массу.

Неустойчивость спроса на деньги может вести к колебаниям в уровне безработицы и темпах инфляции

Темп роста номинального ВВП

Обеспечивает номинальный якорь

Сложно контролировать.

Темп инфляции или уровень цен

Обеспечивает номинальный якорь.

В случае успешной реализации стабилизирует инфляционные ожидания и позволяет избежать проблемы несогласованности во времени

Сложно контролировать.

Порождает значительные колебания в уровне безработицы

Уровень безработицы или темп роста реального ВВП

Позволяет избежать потерь от колебаний безработицы.

Позволяет домохозяйством сформировать правильные ожидания

Сложно контролировать. Не обеспечивает номинального якоря и порождает значительные колебания темпа инфляции