5.5.1 Политика дорогих и дешевых денег
Обычно выделяют конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики. В качестве конечных целей формулируют:
обеспечение стабильности экономического роста;
борьба с безработицей;
снижение инфляции и достижение стабильности цен;
устойчивость платежного баланса страны.
Промежуточными целевыми ориентирами являются:
денежная масса и прежде всего агрегаты М1 и М2;
ставка процента;
обменный курс.
Предложение денег тесно связано с политикой Национального банка, определяющей стоимость денег в зависимости от состояния реального сектора экономики. Поэтому говорят о политике «дорогих» и политике «дешёвых» денег.
Политика «дорогих» денег проводится в период высокой инфляции. Это означает большое количество денег в экономике, превышающее потребности в них. Национальный банк ограничивает предложение денег за счёт продажи государственных ценных бумаг, роста учётной ставки и нормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию.
Часто с инфляцией в рамках политики дорогих денег борются с помощью политики таргетирования. В этом случае правительство ставит определенные цели по изменению объема денежной массы в стране и стремится их достигнуть несмотря на колебания экономической конъюнктуры. Темпы роста денежной массы должны быть ниже темпов роста спроса на деньги, что позволяет снизить инфляционные ожидания и, как следствие, уровень инфляции.
При высокой инфляции в стране происходит замещение отечественной валюты более стабильной иностранной валютой. В “долларизованной” экономике паритет покупательной способности, как правило, выдерживается весьма точно. Поэтому в ходе инфляции обменный курс национальной валюты снижается примерно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.
Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, то есть на уровне, который может быть защищён Национальным банком. Но устойчивость обменного курса требует жёсткой фискальной политики, которая смогла бы освободить правительство от сеньоражного финансирования. Если правительство одновременно пытается печатать деньги и поддерживать фиксированный обменный курс, оно утратит валютные резервы и столкнётся с кризисом платёжного баланса.
Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция теоретически может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется.
В странах с переходной экономикой и развивающихся странах используется практика валютного комитета. В этом случае фиксируется курс национальной валюты к иностранной или корзине валют. Дополнительная эмиссия денег осуществляется только в том случае, если растут валютные резервы Национального банка. Это позволяет ограничить темпы роста денежной массы в стране и сделать деньги «более дорогими». Поэтому основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:
1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;
2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;
4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;
6) снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов.
Денежная реформа: введение новой денежной единицы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в “отбрасывании нулей” сильно обесценившейся денежной единицы. Старые деньги меняются на новые по определённому курсу:
а) без изменения,
б) с изменением уровней заработной платы и цен.
Второе – чисто косметическое средство. Первое же приведёт к значительному сокращению реальных денежных остатков и сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того, чтобы позволить им резко возрасти.
Политика «дешёвых» денег проводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денег является недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.
Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, т.к. они являются обратной функцией от ставки процента. Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину прироста инвестиций и через эффект мультипликатора вызывает дополнительное расширение ВНП, одновременно содействуя росту занятости в экономике. Данная взаимосвязь выражена графически (Рис.5.7):
Рис. 5.7 Эффект политики дешевых денег
Политика дешёвых денег может стимулировать инфляцию спроса (рис.5.8). Это связано с тем, что спрос на товары и услуги растет быстрее, чем возможности экономики увеличить производство. Поэтому увеличение количества денег в экономике приводит к превышению в краткосрочном периоде совокупного спроса над совокупным предложением, в результате чего происходит повышение цен в экономике (c P1.до Р2). Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться за счёт привлечения более дорогих ресурсов, которые приводят к росту издержек у предпринимателей и побуждают их вернуться к первоначальному объёму производства. Но, чтобы компенсировать покупку более дорогих ресурсов, цены на конечные продукты должны повышаться. Данное явление представляет собой инфляцию предложения (с Р2 до Р3).
Рис. 5.8 Политика дешевых денег и инфляция спроса
В ряде случаев она сопровождается падением объёмов производства, т.е. стагфляцией. Чтобы не допустить сокращения объёма производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне, большем чем потенциальный объем производства (Yf). Последствием такого подхода может быть гиперинфляция (Рис.5.9).
Рис. 5.9 Политика дешевых денег и гиперинфляция
В рамках классической теории сформулирован вывод о влиянии денег в долгосрочном периоде на уровень цен, ВНП и ставку процента. Эти выводы получили название принцип нейтральности денег: однократный рост предложения денег содействует изменению реального объема производства только в краткосрочном периоде и не оказывает воздействия на равновесный объём ВНП в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что экономика находится на уровне полной занятости, а количество денег не оказывает влияния на появление новых факторов производства. Равновесный уровень цен на готовые товары и привлекаемые факторы производства повышается пропорционально изменению количества денег, находящихся в обращении, а ставка процента остаётся постоянной, т.к. объём инвестиций, который планируется и вводится в экономику не меняется. При этом утверждается, что скорость обращения денег является постоянной величиной.
Если допустить, что правительство проводит в долгосрочном периоде политику постоянного увеличения количества денег в экономике, то объём реального производства и реальная ставка процента остаются неизменными, а номинальная ставка процента и уровень цен растут как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Такое утверждение получило название принцип супернейтральности денег.
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- 1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
- 1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика
- 1.1.2 История формирования макроэкономики
- 1.2 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели.
- 1.2.1 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование.
- 1.2.2 Макроэкономические модели
- 1.2.3 Потоки и запасы в модели
- 1.2.4 Критерии истинности макроэкономических моделей
- 1.3 Основные макроэкономические тождества.
- 1.3.1 Ввп и другие показатели дохода и продукта
- 1.3.2. Основные макроэкономические тождества
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Товарный рынок в классической модели
- 2.2 Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Количественная теория денег. Эффект Фишера.
- 2.4 Классическая модель равновесия
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов.
- 3.1 Методологические основы кейнсианской теории
- 3.2 Функция потребления в кейнсианской теории
- 3.2.1 Вклад Кейнса в теорию потребления
- 3.2.2 Альтернативные теории потребления
- 3.3 Инвестиции. Функция спроса на инвестиции
- 3.3.2 Кейнсианская модель инвестиций
- 3.3.3 Современные теории инвестиций.
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы – расходы»
- 3.4.1 Проблема эффективного спроса. Мультипликатор
- 3.4.2 Формальная запись равновесия
- 3.5. Равновесие и валовой внутренний продукт в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрывы.
- 3.6. Развитие кейнсианской модели равновесия в национальной экономике
- 3.7. Взаимодействие модели ad – as и кейнсианской модели совокупных доходов и расходов
- Тема 4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 4.1. Государственное регулирование экономики: сущность, направления, этапы и формы проявления
- 4.1.1 Дискуссия о роли государства в рыночной экономике
- 4.1.2 Необходимость и возможность государственного регулирования
- 4.1.3 Теоретический анализ эффективности государственной экономической политики
- 4.2 Сущность и цели фискальной политики
- 4.3 Налоги в системе бюджетно-налоговой политики
- 4.4. Государственный бюджет в фискальной политике
- 4.4.1. Сущность, функции государственного бюджета
- 4.4.2. Доходы и расходы государственного бюджета
- 4.5. Дефицит бюджета и его финансирование
- 4.5.1. Понятие дефицита бюджета и его виды
- 4.5.2. Финансирование дефицита
- 4.6. Государственный долг
- 4.7. Политика автоматических стабилизаторов
- 4.8. Дискреционная фискальная политика
- 4.9. Эффективность фискальной политики государства.
- 4.10. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
- 4.10.1. Особенности фискальной политики Республики Беларусь
- 4.10.2. Налоговая система Республики Беларусь
- 4.10.3 Государственный бюджет Республики Беларусь
- 4.10.4 Сущность и содержание местных бюджетов
- Тема 5 Денежно-кредитная политика
- 5.1. Понятие денежно-кредитной системы
- 5.2. Создание денег коммерческими банками
- 5.2.1. Банковская система страны. Роль и место коммерческих банков
- 5.2.2 Процесс создания денег коммерческими банками
- 5.3 Равновесие на рынке денег и политика Национального банка
- 5.3.1 Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 5.3.2 Роль Национального банка в регулировании предложения денег
- 5.3.3 Равновесие на рынке денег
- 5.3.4 Равновесие на рынке денег и промежуточные цели кредитно-денежной политики Национального банка
- 5.4 Инструменты кредитно-денежной политики
- 5.5. Цели и формы кредитно-денежной политики
- 5.5.1 Политика дорогих и дешевых денег
- 5.5.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики
- 5.6. Эффективность кредитно-денежной политики
- Тема 6 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is – lm
- 6.1 Равновесие на рынке товаров и услуг
- Свойства кривой is
- 6.2 Рынок денег и график lm
- 6.3 Равновесие в модели is-lm
- 6.3.1 Механизм формирования равновесия
- 6.3.2 Математическая модель равновесия
- 6.3.3 Последствия сдвига кривой is
- 6.3.4 Последствия сдвига кривой lm
- 6.3.5 Обоюдные сдвиги кривых is и lm.
- 6.4 Влияние фискальной и кредитно-денежной политики на равновесие в модели is-lm
- 6.4.1 Взаимодействие рынка товаров и денег при изменении фискальной политики
- 6.4.2 Последствия изменения кредитно-денежной политики
- 6.5 Модель is – lm как теория совокупного спроса: построение кривой функции совокупного спроса.
- 6.5.1 Вывод кривой совокупного спроса
- 6.5.2 Стимулирующая политика государства при изменении уровня цен
- 6.5.3 Вклад модели is–lm
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Монетаризм. Денежное правило.
- 7.2 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 7.2.1 Общие подходы к построению кривой совокупного предложения
- 7.2.2 Построение классической кривой совокупного предложения
- 7.2.3 Совокупное предложение в рамках теории рациональных ожиданий
- 7.2.4 Совокупное предложение в рамках кейнсианства
- 7.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная кривая Филлипса.
- 7.3.1 Общий подход к кривой Филлипса
- 7.3.2. Кривая Филлипса и совокупное предложение
- 7.3.3 Кривая Филлипса и инфляция
- 7.3.4 Объяснения кривой Филлипса краткосрочного периода
- 7.4 Долгосрочная кривая Филлипса. Теории адаптивных и рациональных ожиданий.
- 7.4.1 Кривая Филлипса долгосрочного периода и вклад монетаризма
- 7.4.2 Адаптивные и рациональные ожидания и кривая Филлипса
- 7.5 Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.
- 7.6 Шоки предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика
- 7.6.1 Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение. Стагфляция
- 7.6.2 Стабилизационная политика
- 7.6.2.1 Общие подходы. Классификация макроэкономической политики государства
- 7.6.2.2 Проблемы проведения активной политики стабилизации
- А) Политика активного вмешательства: проблема лагов
- 7.6.2.3 Преимущества политики твердого курса
- 7.7 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- 7.7.1 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
- 7.7.2. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- Тема 8 Экономический рост
- 8.1 Экономический цикл, виды цикла. Теории цикла
- 8.1.1 Понятие и виды циклов
- 8.1.2 Теории экономического цикла
- 8.2 Понятие экономического роста. Проблемы устойчивости экономического роста.
- 8.2.1 Понятие и значение экономического роста
- 8.2.2 Факторы и типы экономического роста
- 8.2.3 Нтп и экономический рост
- 8.3 Неоклассические модели экономического роста
- 8.3.1 Общие подходы к проблеме моделирования в неоклассике
- 8.3.2 Производственная функция и ее использование в моделировании
- 8.3.3 Модель Солоу
- 8.4 Кейнсианские модели экономического роста
- 8.4.1 Общие подходы кейнсианства к моделированию
- 8.4.2 Модель Домара–Харрода
- 8.4.3 Модель Калдора–Мирлиса
- 8.5. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 9 Социальная политика государства
- 9.1 Доходы населения и проблемы их распределения. Номинальные и реальные доходы.
- 9.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность.
- 9.3 Уровень и качество жизни.
- 9.4 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.
- 9.5 Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни
- 9.6 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения.
- 9.6.1 Государственная политика перераспределения доходов.
- 9.6.2 Социальная защита
- 9.6.3 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс.
- 10.1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике.
- 10.1.2 Платежный баланс.
- 10.2 Понятие внутреннего и внешнего равновесия. Модель «доходы-расходы» и ее применение.
- 10.2.1 Понятие внутреннего и внешнего равновесия.
- 10.2.2 Модель «доходы-расходы» в открытой экономике
- 10.2.3 Воздействие на платежный баланс в модели «доходы—расходы»
- 10.3 Модель Манделла – Флеминга. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 10.3.1 Диаграмма Свона
- 10.3.2 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.3.2.А Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
- 10.3.2.Б Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе
- 10.3.2.В Эффективность политики государства в стране с высокой мобильностью капитала при фиксированном валютном курсе