9.6.3 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.
Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:
• соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических, структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития;
• уровнем комплексности, согласованности социальных программ, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежного опыта;
• эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;
• опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы;
• рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов ее финансирования.
Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо:
предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности;
снизить дифференциацию доходов населения;
обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов
улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения;
не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:
• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;
• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;
• эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;
• опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы;
• рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов ее финансирования.
В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
• обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
• формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
• поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;
• совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
• регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
• развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
• усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:
• повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
• рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;
• увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2002 г. до 39—40 % в 2020 г.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.
Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.
Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.
Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:
• на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;
• рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятельности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);
• существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.
Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня ма-лообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработной и латы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %.
Основная цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.
В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих):
• первый — пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;
• второй — обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);
• третий - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.
На ближайшие годы намечено:
• проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
• развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;
• совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
• обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.
В перспективе на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлечённого в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Решению этих задач будут способствовать:
• установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);
• увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;
• персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
• стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
• осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;
• освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.
В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.
Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.
Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.
В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.
Реализация этих мер невозможна без координации различных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.
Основной задачей реформирования социальной сферы является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.
В условиях социально-экономических преобразований в Беларуси удалось сохранить многие структуры и потенциал социальной сферы, управляемость ее отраслями, обеспечить конституционные права граждан в области охраны здоровья, получения образования, решения жилищных проблем и др.
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- 1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
- 1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика
- 1.1.2 История формирования макроэкономики
- 1.2 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели.
- 1.2.1 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование.
- 1.2.2 Макроэкономические модели
- 1.2.3 Потоки и запасы в модели
- 1.2.4 Критерии истинности макроэкономических моделей
- 1.3 Основные макроэкономические тождества.
- 1.3.1 Ввп и другие показатели дохода и продукта
- 1.3.2. Основные макроэкономические тождества
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Товарный рынок в классической модели
- 2.2 Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Количественная теория денег. Эффект Фишера.
- 2.4 Классическая модель равновесия
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов.
- 3.1 Методологические основы кейнсианской теории
- 3.2 Функция потребления в кейнсианской теории
- 3.2.1 Вклад Кейнса в теорию потребления
- 3.2.2 Альтернативные теории потребления
- 3.3 Инвестиции. Функция спроса на инвестиции
- 3.3.2 Кейнсианская модель инвестиций
- 3.3.3 Современные теории инвестиций.
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы – расходы»
- 3.4.1 Проблема эффективного спроса. Мультипликатор
- 3.4.2 Формальная запись равновесия
- 3.5. Равновесие и валовой внутренний продукт в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрывы.
- 3.6. Развитие кейнсианской модели равновесия в национальной экономике
- 3.7. Взаимодействие модели ad – as и кейнсианской модели совокупных доходов и расходов
- Тема 4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 4.1. Государственное регулирование экономики: сущность, направления, этапы и формы проявления
- 4.1.1 Дискуссия о роли государства в рыночной экономике
- 4.1.2 Необходимость и возможность государственного регулирования
- 4.1.3 Теоретический анализ эффективности государственной экономической политики
- 4.2 Сущность и цели фискальной политики
- 4.3 Налоги в системе бюджетно-налоговой политики
- 4.4. Государственный бюджет в фискальной политике
- 4.4.1. Сущность, функции государственного бюджета
- 4.4.2. Доходы и расходы государственного бюджета
- 4.5. Дефицит бюджета и его финансирование
- 4.5.1. Понятие дефицита бюджета и его виды
- 4.5.2. Финансирование дефицита
- 4.6. Государственный долг
- 4.7. Политика автоматических стабилизаторов
- 4.8. Дискреционная фискальная политика
- 4.9. Эффективность фискальной политики государства.
- 4.10. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
- 4.10.1. Особенности фискальной политики Республики Беларусь
- 4.10.2. Налоговая система Республики Беларусь
- 4.10.3 Государственный бюджет Республики Беларусь
- 4.10.4 Сущность и содержание местных бюджетов
- Тема 5 Денежно-кредитная политика
- 5.1. Понятие денежно-кредитной системы
- 5.2. Создание денег коммерческими банками
- 5.2.1. Банковская система страны. Роль и место коммерческих банков
- 5.2.2 Процесс создания денег коммерческими банками
- 5.3 Равновесие на рынке денег и политика Национального банка
- 5.3.1 Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 5.3.2 Роль Национального банка в регулировании предложения денег
- 5.3.3 Равновесие на рынке денег
- 5.3.4 Равновесие на рынке денег и промежуточные цели кредитно-денежной политики Национального банка
- 5.4 Инструменты кредитно-денежной политики
- 5.5. Цели и формы кредитно-денежной политики
- 5.5.1 Политика дорогих и дешевых денег
- 5.5.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики
- 5.6. Эффективность кредитно-денежной политики
- Тема 6 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is – lm
- 6.1 Равновесие на рынке товаров и услуг
- Свойства кривой is
- 6.2 Рынок денег и график lm
- 6.3 Равновесие в модели is-lm
- 6.3.1 Механизм формирования равновесия
- 6.3.2 Математическая модель равновесия
- 6.3.3 Последствия сдвига кривой is
- 6.3.4 Последствия сдвига кривой lm
- 6.3.5 Обоюдные сдвиги кривых is и lm.
- 6.4 Влияние фискальной и кредитно-денежной политики на равновесие в модели is-lm
- 6.4.1 Взаимодействие рынка товаров и денег при изменении фискальной политики
- 6.4.2 Последствия изменения кредитно-денежной политики
- 6.5 Модель is – lm как теория совокупного спроса: построение кривой функции совокупного спроса.
- 6.5.1 Вывод кривой совокупного спроса
- 6.5.2 Стимулирующая политика государства при изменении уровня цен
- 6.5.3 Вклад модели is–lm
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Монетаризм. Денежное правило.
- 7.2 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 7.2.1 Общие подходы к построению кривой совокупного предложения
- 7.2.2 Построение классической кривой совокупного предложения
- 7.2.3 Совокупное предложение в рамках теории рациональных ожиданий
- 7.2.4 Совокупное предложение в рамках кейнсианства
- 7.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная кривая Филлипса.
- 7.3.1 Общий подход к кривой Филлипса
- 7.3.2. Кривая Филлипса и совокупное предложение
- 7.3.3 Кривая Филлипса и инфляция
- 7.3.4 Объяснения кривой Филлипса краткосрочного периода
- 7.4 Долгосрочная кривая Филлипса. Теории адаптивных и рациональных ожиданий.
- 7.4.1 Кривая Филлипса долгосрочного периода и вклад монетаризма
- 7.4.2 Адаптивные и рациональные ожидания и кривая Филлипса
- 7.5 Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.
- 7.6 Шоки предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика
- 7.6.1 Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение. Стагфляция
- 7.6.2 Стабилизационная политика
- 7.6.2.1 Общие подходы. Классификация макроэкономической политики государства
- 7.6.2.2 Проблемы проведения активной политики стабилизации
- А) Политика активного вмешательства: проблема лагов
- 7.6.2.3 Преимущества политики твердого курса
- 7.7 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- 7.7.1 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
- 7.7.2. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- Тема 8 Экономический рост
- 8.1 Экономический цикл, виды цикла. Теории цикла
- 8.1.1 Понятие и виды циклов
- 8.1.2 Теории экономического цикла
- 8.2 Понятие экономического роста. Проблемы устойчивости экономического роста.
- 8.2.1 Понятие и значение экономического роста
- 8.2.2 Факторы и типы экономического роста
- 8.2.3 Нтп и экономический рост
- 8.3 Неоклассические модели экономического роста
- 8.3.1 Общие подходы к проблеме моделирования в неоклассике
- 8.3.2 Производственная функция и ее использование в моделировании
- 8.3.3 Модель Солоу
- 8.4 Кейнсианские модели экономического роста
- 8.4.1 Общие подходы кейнсианства к моделированию
- 8.4.2 Модель Домара–Харрода
- 8.4.3 Модель Калдора–Мирлиса
- 8.5. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 9 Социальная политика государства
- 9.1 Доходы населения и проблемы их распределения. Номинальные и реальные доходы.
- 9.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность.
- 9.3 Уровень и качество жизни.
- 9.4 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.
- 9.5 Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни
- 9.6 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения.
- 9.6.1 Государственная политика перераспределения доходов.
- 9.6.2 Социальная защита
- 9.6.3 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс.
- 10.1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике.
- 10.1.2 Платежный баланс.
- 10.2 Понятие внутреннего и внешнего равновесия. Модель «доходы-расходы» и ее применение.
- 10.2.1 Понятие внутреннего и внешнего равновесия.
- 10.2.2 Модель «доходы-расходы» в открытой экономике
- 10.2.3 Воздействие на платежный баланс в модели «доходы—расходы»
- 10.3 Модель Манделла – Флеминга. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 10.3.1 Диаграмма Свона
- 10.3.2 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.3.2.А Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
- 10.3.2.Б Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе
- 10.3.2.В Эффективность политики государства в стране с высокой мобильностью капитала при фиксированном валютном курсе