logo
lekcii_po_makroekonomike

6.4.1 Взаимодействие рынка товаров и денег при изменении фискальной политики

Модель IS–LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальной и кредитно-денежной политики как инструментов макроэкономического регулирования. Инструменты фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров. Такими инструментами являются изменения объема государственных закупок и уровня налогов. Инструменты кредитно-денежной политики направлены на рынок денег. Ее проводит Национальный банк путем изменения денежной массы в стране.

Предположим, что правительство проводит стимулирующую фискальную политику и увеличивает государственные закупки или сокращает налоги (рис. 6.11).

а) Модель IS–LM б) Рынок денег в) Кривая совокупного спроса

Рис.6.11 Эффект стимулирующей фискальной политики

В этом случае кривая IS сдвигается вправо до уровня IS1. Это означает рост объема производства на величину равную произведению дополнительных инвестиций на мультипликатор. При неизменной ставке процента объем производства вырос бы до уровня Y2. Но это невозможно, так как нарушилось бы равновесие на рынке денег: спрос на деньги превышает предложение и возникает дефицит денег. Из-за недостатка денег увеличится предложение государственных облигаций, что ведет к снижению их рыночного курса (цены) и росту ставки процента до уровня r1. Более высокая ставка процента ограничит инвестиционный спрос со стороны фирм. В результате совокупный спрос на рынке товаров вырастет не до уровня Y2 а до уровня Y1. Таким образом, рынок денег сокращает мультипликационный эффект роста государственных расходов (эффект вытеснения).

Таким образом, одним из последствий роста государственных расходов является рост ставки процента, приводящий к сокращению инвестиций, частного потребления, так как кредит становится более дорогим. Необходимо обратить внимание на то, что эффект вытеснения срабатывает только частично. В целом совокупный спрос увеличивается. Следовательно, при том же уровне цен совокупный спрос будет выше в результате фискальной политики и поэтому всякое увеличение государственных расходов вызывает сдвиг кривой совокупного спроса вправо.

Следует отметить, что эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:

  1. если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к росту ставки процента на рынке денег. В этом случае даже значительный рост ставки процента вызовет незначительное вытеснение инвестиций и чистого экспорта и поэтому общий прирост объема производства будет значительным. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой IS. Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение (Рис.6.12.а).

  2. если спрос на деньги высокочувствителен к росту ставки процента и достаточно незначительного роста ставки процента, чтобы уравновесить рынок денег. Графически данная ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM и наклон кривой IS имеет второстепенное значение (Рис.6.12.б).

а) б)

Рис. 6.12 Ситуации незначительного эффекта вытеснения

Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM.

Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прирост объема производства.

Эффект вытеснения значителен, если

  1. инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике ставки процента. Графически это выражается относительно пологой кривой IS.

  2. спрос на деньги малочувствителен к динамике ставки процента. В этом случае для того, чтобы сформировать равновесие на рынке денег требуется значительное повышение ставки процента. Графически в этом случае кривая LM является крутой и наклон кривой IS имеет второстепенное значение.

Следует отметить, что конечный эффект фискальной политики зависит от состояния экономики, которое определяется формой кривой совокупного предложения.

В ситуации неполной занятости (кейнсианский отрезок) эффект фискальной политики проявляется только в росте объема производства продукции при неизменном уровне цен, то есть эффективность государственной политики достаточно велика и государство достигает поставленных целей в полной мере. Это объясняется тем, что исходное равновесие на рынке товаров и рынке денег установилось при незначительном объеме производства и низкой ставке процента. В такой ситуации домохозяйства и фирмы предъявляют низкий спрос на деньги для сделок и высокий спекулятивный спрос на деньги. Если при таком состоянии увеличивается объем производства, то возникающая дополнительная потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег, предназначенных для спекуляций, не вызывая существенного роста ставки процента.

В ситуации близкой к полной занятости (восходящий отрезок кривой совокупного предложения) рост государственных расходов способствует росту объема производства и вызывает рост цен. Это происходит в силу того, что дальнейший рост доходов домохозяйств вызывает рост спроса на деньги для сделок, усиливая на рынке денег ситуацию дефицита. Растущий спрос на деньги при фиксированном предложении заставит домохозяйства и фирмы активнее продавать ценные бумаги, что снизит их стоимость и вызовет рост ставки процента. Более высокая ставка процента, в свою очередь, будет сдерживать инвестиционный процесс и потребительские расходы. В итоге рост занятости и производства станет более дорогим, чем при прежней ставке процента, что в конечном счете приведет к росту уровня цен на рынке товаров.

В классическом случае, когда кривая совокупного предложения вертикальна, так как в экономике полная занятость, рост совокупного спроса в результате стимулирующей фискальной политики государства не изменит объем производства, вызовет только рост цен в стране. Это означает, что политика государства не достигает цели и оборачивается инфляцией спроса.