6.4.1 Взаимодействие рынка товаров и денег при изменении фискальной политики
Модель IS–LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальной и кредитно-денежной политики как инструментов макроэкономического регулирования. Инструменты фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров. Такими инструментами являются изменения объема государственных закупок и уровня налогов. Инструменты кредитно-денежной политики направлены на рынок денег. Ее проводит Национальный банк путем изменения денежной массы в стране.
Предположим, что правительство проводит стимулирующую фискальную политику и увеличивает государственные закупки или сокращает налоги (рис. 6.11).
а) Модель IS–LM б) Рынок денег в) Кривая совокупного спроса
Рис.6.11 Эффект стимулирующей фискальной политики
В этом случае кривая IS сдвигается вправо до уровня IS1. Это означает рост объема производства на величину равную произведению дополнительных инвестиций на мультипликатор. При неизменной ставке процента объем производства вырос бы до уровня Y2. Но это невозможно, так как нарушилось бы равновесие на рынке денег: спрос на деньги превышает предложение и возникает дефицит денег. Из-за недостатка денег увеличится предложение государственных облигаций, что ведет к снижению их рыночного курса (цены) и росту ставки процента до уровня r1. Более высокая ставка процента ограничит инвестиционный спрос со стороны фирм. В результате совокупный спрос на рынке товаров вырастет не до уровня Y2 а до уровня Y1. Таким образом, рынок денег сокращает мультипликационный эффект роста государственных расходов (эффект вытеснения).
Таким образом, одним из последствий роста государственных расходов является рост ставки процента, приводящий к сокращению инвестиций, частного потребления, так как кредит становится более дорогим. Необходимо обратить внимание на то, что эффект вытеснения срабатывает только частично. В целом совокупный спрос увеличивается. Следовательно, при том же уровне цен совокупный спрос будет выше в результате фискальной политики и поэтому всякое увеличение государственных расходов вызывает сдвиг кривой совокупного спроса вправо.
Следует отметить, что эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:
если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к росту ставки процента на рынке денег. В этом случае даже значительный рост ставки процента вызовет незначительное вытеснение инвестиций и чистого экспорта и поэтому общий прирост объема производства будет значительным. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой IS. Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение (Рис.6.12.а).
если спрос на деньги высокочувствителен к росту ставки процента и достаточно незначительного роста ставки процента, чтобы уравновесить рынок денег. Графически данная ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM и наклон кривой IS имеет второстепенное значение (Рис.6.12.б).
а) б)
Рис. 6.12 Ситуации незначительного эффекта вытеснения
Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM.
Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прирост объема производства.
Эффект вытеснения значителен, если
инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике ставки процента. Графически это выражается относительно пологой кривой IS.
спрос на деньги малочувствителен к динамике ставки процента. В этом случае для того, чтобы сформировать равновесие на рынке денег требуется значительное повышение ставки процента. Графически в этом случае кривая LM является крутой и наклон кривой IS имеет второстепенное значение.
Следует отметить, что конечный эффект фискальной политики зависит от состояния экономики, которое определяется формой кривой совокупного предложения.
В ситуации неполной занятости (кейнсианский отрезок) эффект фискальной политики проявляется только в росте объема производства продукции при неизменном уровне цен, то есть эффективность государственной политики достаточно велика и государство достигает поставленных целей в полной мере. Это объясняется тем, что исходное равновесие на рынке товаров и рынке денег установилось при незначительном объеме производства и низкой ставке процента. В такой ситуации домохозяйства и фирмы предъявляют низкий спрос на деньги для сделок и высокий спекулятивный спрос на деньги. Если при таком состоянии увеличивается объем производства, то возникающая дополнительная потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег, предназначенных для спекуляций, не вызывая существенного роста ставки процента.
В ситуации близкой к полной занятости (восходящий отрезок кривой совокупного предложения) рост государственных расходов способствует росту объема производства и вызывает рост цен. Это происходит в силу того, что дальнейший рост доходов домохозяйств вызывает рост спроса на деньги для сделок, усиливая на рынке денег ситуацию дефицита. Растущий спрос на деньги при фиксированном предложении заставит домохозяйства и фирмы активнее продавать ценные бумаги, что снизит их стоимость и вызовет рост ставки процента. Более высокая ставка процента, в свою очередь, будет сдерживать инвестиционный процесс и потребительские расходы. В итоге рост занятости и производства станет более дорогим, чем при прежней ставке процента, что в конечном счете приведет к росту уровня цен на рынке товаров.
В классическом случае, когда кривая совокупного предложения вертикальна, так как в экономике полная занятость, рост совокупного спроса в результате стимулирующей фискальной политики государства не изменит объем производства, вызовет только рост цен в стране. Это означает, что политика государства не достигает цели и оборачивается инфляцией спроса.
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- 1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
- 1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика
- 1.1.2 История формирования макроэкономики
- 1.2 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели.
- 1.2.1 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование.
- 1.2.2 Макроэкономические модели
- 1.2.3 Потоки и запасы в модели
- 1.2.4 Критерии истинности макроэкономических моделей
- 1.3 Основные макроэкономические тождества.
- 1.3.1 Ввп и другие показатели дохода и продукта
- 1.3.2. Основные макроэкономические тождества
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Товарный рынок в классической модели
- 2.2 Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Количественная теория денег. Эффект Фишера.
- 2.4 Классическая модель равновесия
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов.
- 3.1 Методологические основы кейнсианской теории
- 3.2 Функция потребления в кейнсианской теории
- 3.2.1 Вклад Кейнса в теорию потребления
- 3.2.2 Альтернативные теории потребления
- 3.3 Инвестиции. Функция спроса на инвестиции
- 3.3.2 Кейнсианская модель инвестиций
- 3.3.3 Современные теории инвестиций.
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы – расходы»
- 3.4.1 Проблема эффективного спроса. Мультипликатор
- 3.4.2 Формальная запись равновесия
- 3.5. Равновесие и валовой внутренний продукт в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрывы.
- 3.6. Развитие кейнсианской модели равновесия в национальной экономике
- 3.7. Взаимодействие модели ad – as и кейнсианской модели совокупных доходов и расходов
- Тема 4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 4.1. Государственное регулирование экономики: сущность, направления, этапы и формы проявления
- 4.1.1 Дискуссия о роли государства в рыночной экономике
- 4.1.2 Необходимость и возможность государственного регулирования
- 4.1.3 Теоретический анализ эффективности государственной экономической политики
- 4.2 Сущность и цели фискальной политики
- 4.3 Налоги в системе бюджетно-налоговой политики
- 4.4. Государственный бюджет в фискальной политике
- 4.4.1. Сущность, функции государственного бюджета
- 4.4.2. Доходы и расходы государственного бюджета
- 4.5. Дефицит бюджета и его финансирование
- 4.5.1. Понятие дефицита бюджета и его виды
- 4.5.2. Финансирование дефицита
- 4.6. Государственный долг
- 4.7. Политика автоматических стабилизаторов
- 4.8. Дискреционная фискальная политика
- 4.9. Эффективность фискальной политики государства.
- 4.10. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
- 4.10.1. Особенности фискальной политики Республики Беларусь
- 4.10.2. Налоговая система Республики Беларусь
- 4.10.3 Государственный бюджет Республики Беларусь
- 4.10.4 Сущность и содержание местных бюджетов
- Тема 5 Денежно-кредитная политика
- 5.1. Понятие денежно-кредитной системы
- 5.2. Создание денег коммерческими банками
- 5.2.1. Банковская система страны. Роль и место коммерческих банков
- 5.2.2 Процесс создания денег коммерческими банками
- 5.3 Равновесие на рынке денег и политика Национального банка
- 5.3.1 Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 5.3.2 Роль Национального банка в регулировании предложения денег
- 5.3.3 Равновесие на рынке денег
- 5.3.4 Равновесие на рынке денег и промежуточные цели кредитно-денежной политики Национального банка
- 5.4 Инструменты кредитно-денежной политики
- 5.5. Цели и формы кредитно-денежной политики
- 5.5.1 Политика дорогих и дешевых денег
- 5.5.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики
- 5.6. Эффективность кредитно-денежной политики
- Тема 6 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is – lm
- 6.1 Равновесие на рынке товаров и услуг
- Свойства кривой is
- 6.2 Рынок денег и график lm
- 6.3 Равновесие в модели is-lm
- 6.3.1 Механизм формирования равновесия
- 6.3.2 Математическая модель равновесия
- 6.3.3 Последствия сдвига кривой is
- 6.3.4 Последствия сдвига кривой lm
- 6.3.5 Обоюдные сдвиги кривых is и lm.
- 6.4 Влияние фискальной и кредитно-денежной политики на равновесие в модели is-lm
- 6.4.1 Взаимодействие рынка товаров и денег при изменении фискальной политики
- 6.4.2 Последствия изменения кредитно-денежной политики
- 6.5 Модель is – lm как теория совокупного спроса: построение кривой функции совокупного спроса.
- 6.5.1 Вывод кривой совокупного спроса
- 6.5.2 Стимулирующая политика государства при изменении уровня цен
- 6.5.3 Вклад модели is–lm
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Монетаризм. Денежное правило.
- 7.2 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 7.2.1 Общие подходы к построению кривой совокупного предложения
- 7.2.2 Построение классической кривой совокупного предложения
- 7.2.3 Совокупное предложение в рамках теории рациональных ожиданий
- 7.2.4 Совокупное предложение в рамках кейнсианства
- 7.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная кривая Филлипса.
- 7.3.1 Общий подход к кривой Филлипса
- 7.3.2. Кривая Филлипса и совокупное предложение
- 7.3.3 Кривая Филлипса и инфляция
- 7.3.4 Объяснения кривой Филлипса краткосрочного периода
- 7.4 Долгосрочная кривая Филлипса. Теории адаптивных и рациональных ожиданий.
- 7.4.1 Кривая Филлипса долгосрочного периода и вклад монетаризма
- 7.4.2 Адаптивные и рациональные ожидания и кривая Филлипса
- 7.5 Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.
- 7.6 Шоки предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика
- 7.6.1 Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение. Стагфляция
- 7.6.2 Стабилизационная политика
- 7.6.2.1 Общие подходы. Классификация макроэкономической политики государства
- 7.6.2.2 Проблемы проведения активной политики стабилизации
- А) Политика активного вмешательства: проблема лагов
- 7.6.2.3 Преимущества политики твердого курса
- 7.7 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- 7.7.1 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
- 7.7.2. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- Тема 8 Экономический рост
- 8.1 Экономический цикл, виды цикла. Теории цикла
- 8.1.1 Понятие и виды циклов
- 8.1.2 Теории экономического цикла
- 8.2 Понятие экономического роста. Проблемы устойчивости экономического роста.
- 8.2.1 Понятие и значение экономического роста
- 8.2.2 Факторы и типы экономического роста
- 8.2.3 Нтп и экономический рост
- 8.3 Неоклассические модели экономического роста
- 8.3.1 Общие подходы к проблеме моделирования в неоклассике
- 8.3.2 Производственная функция и ее использование в моделировании
- 8.3.3 Модель Солоу
- 8.4 Кейнсианские модели экономического роста
- 8.4.1 Общие подходы кейнсианства к моделированию
- 8.4.2 Модель Домара–Харрода
- 8.4.3 Модель Калдора–Мирлиса
- 8.5. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 9 Социальная политика государства
- 9.1 Доходы населения и проблемы их распределения. Номинальные и реальные доходы.
- 9.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность.
- 9.3 Уровень и качество жизни.
- 9.4 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.
- 9.5 Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни
- 9.6 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения.
- 9.6.1 Государственная политика перераспределения доходов.
- 9.6.2 Социальная защита
- 9.6.3 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс.
- 10.1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике.
- 10.1.2 Платежный баланс.
- 10.2 Понятие внутреннего и внешнего равновесия. Модель «доходы-расходы» и ее применение.
- 10.2.1 Понятие внутреннего и внешнего равновесия.
- 10.2.2 Модель «доходы-расходы» в открытой экономике
- 10.2.3 Воздействие на платежный баланс в модели «доходы—расходы»
- 10.3 Модель Манделла – Флеминга. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 10.3.1 Диаграмма Свона
- 10.3.2 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.3.2.А Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
- 10.3.2.Б Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе
- 10.3.2.В Эффективность политики государства в стране с высокой мобильностью капитала при фиксированном валютном курсе