7.5 Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.
Теория экономики предложения сформировалась в 70-е годы в результате работ ученых и журналистов Дж. Ванниски, Дж. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна и др. Согласно общепринятому подходу, экономика предложения – набор положений, из которых центральным является утверждение о том, что аллокация и эффективное использование ресурсов имеет решающее значение для роста национального производства как в кратко-, так и в долгосрочном периоде. Соответственно, основное внимание экономика предложения уделяет препятствиям на пути роста предложения и эффективного использования факторов производства. Фактически это означает интерес к виду и положению функции агрегированного предложения факторов производства, а следовательно, к параметрам, определяющим естественный уровень безработицы.
Данная теория базировалась на идее неограниченной свободы, сформулированной А. Смитом и развитой представителем неоавстрийской школы Ф. фон Хайеком. В качестве методологической основы использовалась концепция спонтанного рыночного порядка, т. е. невозможности познания экономических законов и необходимости отдаться этому порядку и не вмешиваться в него. Только рынок дает объективную информацию и предоставляет ее всем субъектам через цены. Исходным пунктом экономической деятельности человека является максимизация своего благосостояния. Рынок - единственный механизм, увеличивающий возможности реализации человеком личных целей. Но он не является гарантом того, какие из этих целей будут удовлетворены в первую очередь. Большая роль придавалась «человеческому фактору», под которым понимается потенциальная энергия человека, его способность использовать свои данные. Именно от этого зависит успех в рыночной экономике. Государство должно сократить вмешательство в экономику, так как оно «загрязняет» рынок, вызывая перераспределение ресурсов, национального дохода, искажая объективность информации, уничтожает стимулы к богатству, наказывает трудолюбие и бережливость, способствует экономическому застою и ухудшению государственных финансов.
Следуя принципу методологического индивидуализма, они рассматриваю все экономические проблемы через призму индивида, с точки зрения микроэкономики, отрицая качественную особенность макроэкономики. Так, безработицу объясняют как добровольное явление: каждый сравнивает полезность досуга с оценкой дохода от трудовой деятельности. Поэтому в экономике всегда полная занятость и равновесие на рынке труда. Естественный уровень безработицы учитывает фрикционную и институциональную формы безработицы. Всякая попытка снизить безработицу до уровня ниже естественного вызывает инфляцию, что доказывалось кривой Филлипса кратко- и долгосрочного периода.
Причинами безработицы считали:
рост налогов на зарплату;
выплату пособий по безработице и другие трансферты государства, подрывающие стимулы к труду.
Помочь рабочим можно только через улучшение информации о рабочих местах, повышение квалификации и образования.
Причинами инфляции являются:
высокие налоги на доходы факторов производства, которые снижают эффективность их использования и распределения между конкурирующими сферами;
высокий налог на прибыль корпораций, снижающий интенсивность накопления капитала в частном секторе;
действия государства, вызывающие рост издержек производства (финансовые санкции, требования учитывать состояние окружающей среды и вкладывать средства в строительство очистных сооружений и т.д.).
Инфляция приводит к специфической форме налога – инфляционному налогу. Фактически экономика предложения утверждает о неденежном происхождении инфляции, так как высокие налоги, с одной стороны, провоцируют инфляцию издержек, а с другой – позволяют правительству искусственно повышать цену спроса некоторых товаров и услуг и тем самым ведут к неэффективному использованию ресурсов.
Причина замедления экономического роста лежит в области сбережений. Дефицит сбережений возникает в силу следующих причин:
выплата трансфертов государством, что искажает выбор между потреблением и сбережением, так как относительные цены настоящих и будущих благ искажаются трансфертами и налогами, что усиливает стимулы к росту потребления в данный момент времени;
рост ставок налогов на доход от процентов, на прирост капитальных активов, дивиденды, доходы от собственности, что ведет к сокращению склонности к сбережениям, предложения ссудного капитала и росту номинальной ставки процента, что замедляет инвестиционный процесс;
рост налогов на прибыль корпораций сокращает стимулы к инвестиционной деятельности посредством сокращения уровня выплачиваемых дивидендов, что сокращает рыночную стоимость активов фирмы (q–теория Тобина), не способствует привлечению внешних источников, не позволяет расширить внутренние источники накопления, заменить устаревшее оборудование, внедрить достижения НТП;
рост налогов на зарплату и другие трудовые доходы сокращает предложение труда, так как эффект замещения превышает эффект дохода, и не дает возможности обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом трудовых ресурсов, что приводит к снижению нормы накопления и замедлению экономического роста.
Сторонники данной концепции сравнивали налоги с клином, который вбивается между доходами собственников факторов производства и чистыми факторными издержками, определяющими спрос на факторы производства.
Теория экономики предложения в центр внимания ставит вопросы эффективности государственной политики. Модель Фелдстайна доказывает, что социальная политика ухудшает состояние экономики, так как рост социальных расходов государства сопровождается ростом налогов, которые приводят к сокращению реальных доходов, сбережений и частных инвестиций. Снижение объема инвестиций вызывает падение темпов экономического роста и снижение занятости» Тем самым борьба с безработицей приводит к ее росту.
Рост государственных расходов порождает дефицит госбюджета, который покрывается за счет государственных облигаций. В результате наблюдается эффект вытеснения (эффект Барроу), смысл которого заключается в том, что облигации поступают на рынок ценных бумаг и привлекают сбережения частных лиц ввиду надежности и доходности. Это приводит к тому, что сокращаются частные инвестиции, а так как государство направляет полученные денежные средства на потребление, а не на инвестиции, то экономический рост замедляется.
Выступая за сокращение государственных расходов, требуют снижения налогов, объясняя это с помощью кривой Лаффера. Идея о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту государственных доходов, играет решающую роль в теории предложения. Сокращение налогов в краткосрочном периоде приводит к росту доходов госбюджета в долгосрочном в результате роста накопления, инвестиций и экономического подъема в стране. По мнению Дж.Бьюкенена и других экономистов существует краткосрочная и долгосрочная кривая Лаффера. Долгосрочным периодом считается период времени, которого достаточно для приспособления налогоплательщиков к любому изменению ставки налога. Кривая Лаффера долгосрочного периода более пологая, чем краткосрочного, а это означает, что для долгосрочного периода максимальная ставка налога ниже, чем в краткосрочном периоде. Поэтому ставку налога долгосрочного периода и следует сокращать, что обеспечит дополнительные налоговые поступления, но правительство этому будет сопротивляться, так как сокращаются поступления налогов в краткосрочном периоде.
Рис. 7.9 Кривая Лаффера краткосрочного и долгосрочного периода
В области государственного регулирования экономики представители экономики предложения выступали за то, чтобы государственная политика носила долгосрочный характер с упором на стимулирование совокупного предложения товаров, услуг и капитала. Предлагали провести налоговую реформу с целью снижения уровня налогообложения, сократить расходы государства, соблюдать бездефицитный госбюджет. Логика рассуждений следующая:
1) Снижение ставки налога на доходы от собственности ведет к росту склонности к сбережениям за счет текущего потребления, увеличивает предложение ссудного капитала и снижает ставку процента, что способствует оживлению инвестиционной активности.
2) Снижение налога на прибыль корпораций, введение налоговых и амортизационных льгот стимулирует инвестиционный процесс двумя путями:
а) увеличивается уровень выплачиваемых дивидендов, что повышает рыночную стоимость активов и способствует привлечению внешних источников финансирования;
б) создается дополнительный источник внутренних ресурсов накопления.
3) Сокращение налогов на доходы собственников труда способствует росту предложения рабочей силы, что позволяет:
а) обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом труда;
б) сократить расходы государства на социальные выплаты, так как рост производительности труда приведет к росту заработной платы в национальном доходе, росту уровня жизни населения.
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- 1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
- 1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика
- 1.1.2 История формирования макроэкономики
- 1.2 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели.
- 1.2.1 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование.
- 1.2.2 Макроэкономические модели
- 1.2.3 Потоки и запасы в модели
- 1.2.4 Критерии истинности макроэкономических моделей
- 1.3 Основные макроэкономические тождества.
- 1.3.1 Ввп и другие показатели дохода и продукта
- 1.3.2. Основные макроэкономические тождества
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Товарный рынок в классической модели
- 2.2 Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Количественная теория денег. Эффект Фишера.
- 2.4 Классическая модель равновесия
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов.
- 3.1 Методологические основы кейнсианской теории
- 3.2 Функция потребления в кейнсианской теории
- 3.2.1 Вклад Кейнса в теорию потребления
- 3.2.2 Альтернативные теории потребления
- 3.3 Инвестиции. Функция спроса на инвестиции
- 3.3.2 Кейнсианская модель инвестиций
- 3.3.3 Современные теории инвестиций.
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы – расходы»
- 3.4.1 Проблема эффективного спроса. Мультипликатор
- 3.4.2 Формальная запись равновесия
- 3.5. Равновесие и валовой внутренний продукт в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрывы.
- 3.6. Развитие кейнсианской модели равновесия в национальной экономике
- 3.7. Взаимодействие модели ad – as и кейнсианской модели совокупных доходов и расходов
- Тема 4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 4.1. Государственное регулирование экономики: сущность, направления, этапы и формы проявления
- 4.1.1 Дискуссия о роли государства в рыночной экономике
- 4.1.2 Необходимость и возможность государственного регулирования
- 4.1.3 Теоретический анализ эффективности государственной экономической политики
- 4.2 Сущность и цели фискальной политики
- 4.3 Налоги в системе бюджетно-налоговой политики
- 4.4. Государственный бюджет в фискальной политике
- 4.4.1. Сущность, функции государственного бюджета
- 4.4.2. Доходы и расходы государственного бюджета
- 4.5. Дефицит бюджета и его финансирование
- 4.5.1. Понятие дефицита бюджета и его виды
- 4.5.2. Финансирование дефицита
- 4.6. Государственный долг
- 4.7. Политика автоматических стабилизаторов
- 4.8. Дискреционная фискальная политика
- 4.9. Эффективность фискальной политики государства.
- 4.10. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
- 4.10.1. Особенности фискальной политики Республики Беларусь
- 4.10.2. Налоговая система Республики Беларусь
- 4.10.3 Государственный бюджет Республики Беларусь
- 4.10.4 Сущность и содержание местных бюджетов
- Тема 5 Денежно-кредитная политика
- 5.1. Понятие денежно-кредитной системы
- 5.2. Создание денег коммерческими банками
- 5.2.1. Банковская система страны. Роль и место коммерческих банков
- 5.2.2 Процесс создания денег коммерческими банками
- 5.3 Равновесие на рынке денег и политика Национального банка
- 5.3.1 Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 5.3.2 Роль Национального банка в регулировании предложения денег
- 5.3.3 Равновесие на рынке денег
- 5.3.4 Равновесие на рынке денег и промежуточные цели кредитно-денежной политики Национального банка
- 5.4 Инструменты кредитно-денежной политики
- 5.5. Цели и формы кредитно-денежной политики
- 5.5.1 Политика дорогих и дешевых денег
- 5.5.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики
- 5.6. Эффективность кредитно-денежной политики
- Тема 6 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is – lm
- 6.1 Равновесие на рынке товаров и услуг
- Свойства кривой is
- 6.2 Рынок денег и график lm
- 6.3 Равновесие в модели is-lm
- 6.3.1 Механизм формирования равновесия
- 6.3.2 Математическая модель равновесия
- 6.3.3 Последствия сдвига кривой is
- 6.3.4 Последствия сдвига кривой lm
- 6.3.5 Обоюдные сдвиги кривых is и lm.
- 6.4 Влияние фискальной и кредитно-денежной политики на равновесие в модели is-lm
- 6.4.1 Взаимодействие рынка товаров и денег при изменении фискальной политики
- 6.4.2 Последствия изменения кредитно-денежной политики
- 6.5 Модель is – lm как теория совокупного спроса: построение кривой функции совокупного спроса.
- 6.5.1 Вывод кривой совокупного спроса
- 6.5.2 Стимулирующая политика государства при изменении уровня цен
- 6.5.3 Вклад модели is–lm
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Монетаризм. Денежное правило.
- 7.2 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 7.2.1 Общие подходы к построению кривой совокупного предложения
- 7.2.2 Построение классической кривой совокупного предложения
- 7.2.3 Совокупное предложение в рамках теории рациональных ожиданий
- 7.2.4 Совокупное предложение в рамках кейнсианства
- 7.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная кривая Филлипса.
- 7.3.1 Общий подход к кривой Филлипса
- 7.3.2. Кривая Филлипса и совокупное предложение
- 7.3.3 Кривая Филлипса и инфляция
- 7.3.4 Объяснения кривой Филлипса краткосрочного периода
- 7.4 Долгосрочная кривая Филлипса. Теории адаптивных и рациональных ожиданий.
- 7.4.1 Кривая Филлипса долгосрочного периода и вклад монетаризма
- 7.4.2 Адаптивные и рациональные ожидания и кривая Филлипса
- 7.5 Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.
- 7.6 Шоки предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика
- 7.6.1 Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение. Стагфляция
- 7.6.2 Стабилизационная политика
- 7.6.2.1 Общие подходы. Классификация макроэкономической политики государства
- 7.6.2.2 Проблемы проведения активной политики стабилизации
- А) Политика активного вмешательства: проблема лагов
- 7.6.2.3 Преимущества политики твердого курса
- 7.7 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- 7.7.1 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
- 7.7.2. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- Тема 8 Экономический рост
- 8.1 Экономический цикл, виды цикла. Теории цикла
- 8.1.1 Понятие и виды циклов
- 8.1.2 Теории экономического цикла
- 8.2 Понятие экономического роста. Проблемы устойчивости экономического роста.
- 8.2.1 Понятие и значение экономического роста
- 8.2.2 Факторы и типы экономического роста
- 8.2.3 Нтп и экономический рост
- 8.3 Неоклассические модели экономического роста
- 8.3.1 Общие подходы к проблеме моделирования в неоклассике
- 8.3.2 Производственная функция и ее использование в моделировании
- 8.3.3 Модель Солоу
- 8.4 Кейнсианские модели экономического роста
- 8.4.1 Общие подходы кейнсианства к моделированию
- 8.4.2 Модель Домара–Харрода
- 8.4.3 Модель Калдора–Мирлиса
- 8.5. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 9 Социальная политика государства
- 9.1 Доходы населения и проблемы их распределения. Номинальные и реальные доходы.
- 9.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность.
- 9.3 Уровень и качество жизни.
- 9.4 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.
- 9.5 Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни
- 9.6 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения.
- 9.6.1 Государственная политика перераспределения доходов.
- 9.6.2 Социальная защита
- 9.6.3 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс.
- 10.1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике.
- 10.1.2 Платежный баланс.
- 10.2 Понятие внутреннего и внешнего равновесия. Модель «доходы-расходы» и ее применение.
- 10.2.1 Понятие внутреннего и внешнего равновесия.
- 10.2.2 Модель «доходы-расходы» в открытой экономике
- 10.2.3 Воздействие на платежный баланс в модели «доходы—расходы»
- 10.3 Модель Манделла – Флеминга. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 10.3.1 Диаграмма Свона
- 10.3.2 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.3.2.А Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
- 10.3.2.Б Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе
- 10.3.2.В Эффективность политики государства в стране с высокой мобильностью капитала при фиксированном валютном курсе