logo search
материал по экономике (шпора чья-то)

Роль конкуренции в рыночной экономике. Основные виды конкуренции.

Функции конкуренции:

1. Формирует цены

2. Является средством сбалансированности спроса и предложения

3. Стимулирует снижение затрат на производство и реализацию продукции

4. Повышает эффективность производства

5. Осуществляет контроль над экономической силой каждого предприятия.

Как и всякое важное понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований. Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка установилась в экономической литературе.

Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена в XVIII в. А. Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки». Он впервые доказал, что конкуренция, уравнивая прибыли, приводит к оптимальному распределению труда. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка--автоматически равновесным механизмом рынка.

На рынке существуют два метода ведения конкурентной борьбы--ценовая и неценовая конкуренция.

Через ценовую конкуренцию продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене, т.е. они двигаются по кривой спроса, то повышая, то понижая цену. Это гибкий инструмент маркетинга, используя который можно изменять цены, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренцию.

Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса на товары или услуги и акцентирует усилия на продвижении, на упаковке, доставке товара, сервисе доступности и других факторах. Чем уникально предложение продукции или услуг с точки зрения потребителей, тем больше возможность назначения более высоких цен, чем установлены на товары конкурентов.

Неценовая конкуренция включат:

А) изменение свойств продукции;

Б) придание продукции качественно новых свойств;

В) создание новой продукции для удовлетворения потребностей;

Г) создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее;

Д) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа;

Е) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и др.).

Существует два вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Несовершенная конкуренция делится на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Совершенная конкуренция--предполагает наличие большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Такой тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. В эпоху развитых рыночных отношений его лучше всего иллюстрирует деятельность любой специализированной товарно-сырьевой биржи, где однородный товар абсолютно взаимозаменяем и для покупателя безразлично, кто его произвел. «Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным». Авдашева С. Б., Ахполов И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование--М., 1999

Масштабы рынка по сравнению с объемами предложения и спроса отдельных продавцов и покупателей столь значительны, что повлиять на условия конкуренции, в том числе на цену продукции, не может никто из субъектов рынка, так как их число очень велико. Субъекты рынка многочисленны, независимы, и каждый из них занимает на этом рынке незначительную долю. Все они обладают неограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Каждый субъект может начать производство, продолжить или прекратить его, осуществлять закупки в любых размерах или воздержаться от них по собственному усмотрению. Ни один субъект рынка не располагает рыночной властью и вынужден продавать (и покупать) продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене. Совершенная конкуренция--исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинять своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е создает условия для создания монополии. Вместе с тем, не следует считать, что совершенная конкуренция осталась в историческом прошлом. Для производства многих предметов потребления и ряда услуг до настоящего времени характерен именно такой тип конкуренции (отдельные продовольственные товары повседневного спроса, многие товары легкой промышленности и т.д.)

Монополия: существует единственный продавец определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи. Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Одна из причин появления и существования монополии состоит в таком соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (пример: автомобилестроение, энергетическое машиностроение), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (производство хлебобулочных изделий). Другими причинами могут быть природные (естественный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование) и пр.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок выходят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативное воздействие на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.

Олигополия: на рынке представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.

На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия исчезает.

Отличительная черта олигополии -- большое разнообразие в поведении продавцов: от строгого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как и монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете неизвестен.

Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.

Основной чертой рынка Монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментации соответствующего товарного рынка.

Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.

Название и модель данного типа конкуренции возникла после выхода в 1927 году одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа, пришел к выводу, что все типы рынков, находящихся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия--писал он в 1957 г.,--такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».

Варианты изменения конкуренции между фирмами следующие:

1) конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;

2) конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;

3) конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;

4) конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения продаж;

5) конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления с одной марки на другие невелики;

6) конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм неудовлетворенны своей долей рынка;

7) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;

8) конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;

9) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1) размер рынка--чем больше, тем сильнее конкуренты;

2) темпы роста рынка--быстрый рост облегчает проникновение на рынок;

3) мощности--излишние мощности приводят к падению цен;

4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;

5) цена;

6) уровень стандартизации товаров--покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;

7) мобильные технологические модули;

8) требования к размерам необходимых капитальных вложений--жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;

9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм;

10) экономия на масштабе--увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;

11) быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.