logo
материал по экономике (шпора чья-то)

Виды инфляции. Уровень инфляции.

Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

Виды инфляции:

* Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)

* Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

* Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

* Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

* Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

* Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

* Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.

Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повысится без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.

В зависимости от темпов роста различают:

1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

3. Гиперинфляцию

Десять триллионов долларов Зимбабве

(цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Уровень инфляции- один из трех наиболее важных макроэкономических показателей, наряду с совокупными уровнями производства и занятости, характеризующих состояние экономики любой страны. Первоначально под инфляцией подразумевалось уменьшение покупательной способности денег в результате переполнения каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота. Глава монетаристской школы М.Фридман и сегодня рассматривает инфляцию как устойчивый и непрерывный рост цен, выступающий исключительно как денежный феномен, вызванный избытком денег относительно выпуска продукции. В соответствии с канонами кейнсианской теории инфляция - следствие избыточного покупательского спроса, в основе которого причины со стороны и спроса, и предложения. Доминирующим является подход к инфляции как многофакторному процессу, выражающемуся в повышении общего (среднего) уровня цен.

Инфляция измеряется с помощью индексов цен. Чаще всего используется индекс потребительских цен (ИПЦ или CPI), позволяющий определить цены фиксированной рыночной корзины, содержащей определенный набор товаров и услуг, покупаемый типичной городской семьей (в России в такую корзину входят 25 товаров и услуг, в США - более 400) и дефлятор ВВП, включающий цены всех готовых товаров и услуг и выступающий “ценой” ВВП. Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле:

                цена рыночной корзины в данном году

ИПЦ =  ------------------------------------------------------------ x 100

                цена рыночной корзины в базовом году

Дефлятор ВВП определятся как процентное отношение номинального ВВП, т.е. ВВП в текущих ценах, к реальному ВВП, или ВВП с поправкой на изменение цен.

Еще одна возможность измерения инфляции связана с использованием “правила величины 70”, позволяющего подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен “Правило 70-ти” можно представить в виде формулы: