logo
материал по экономике (шпора чья-то)

Международная торговля.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран. На протяжении нескольких тысячелетий, со времени зарождения цивилизаций, вывоз товаров в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства. В 19 в. стремительный рост производства и развитие средств транспорта и связи привели к огромному расширению сферы внешней торговли и увеличению ее объема. Тем не менее на протяжении большей части 20 в. действовала тенденция к снижению доли пересекающих границы товаров и услуг в совокупном мировом объеме производства.

Меркантилизм. Первые попытки проанализировать международную торговлю были предприняты в 16 и 17 вв. меркантилистами, которые полагали, что совокупное мировое предложение "факторов производства" - земли (включая сырье), труда и капитала - более или менее постоянно. Из этого предположения делался вывод, что интересы отдельных государств, регионов и городов диаметрально противоположны, поскольку выгоды для одного из них означают убытки для другого. В связи с этим каждой стране рекомендовалось накапливать факторы производства, особенно золото и серебро. Меркантилисты были убеждены, что запас драгоценных металлов в стране воплощает в себе ее действительное богатство, поэтому они полагали, что надлежащим образом организованная внешняя торговля существует исключительно для увеличения этого запаса.

Классическая школа. К середине 18 в., однако, население, объем поставок сырья и материалов, совокупный инвестиционный капитал и объем производства резко возросли. А значит, главная предпосылка, из которой исходили меркантилисты, оказалась неверной. Экономисты перестали рассматривать интересы различных стран как несовместимые, а также пришли к мнению, что действительное богатство наций определяется не столько запасами золота и серебра, сколько способностью производить товары и услуги. Многие экономисты (а позднее и многие государственные деятели) пришли к выводу, что, если каждая страна займется производством исключительно тех товаров, которые может изготавливать с наименьшими издержками, у всех стран окажется "абсолютное преимущество", поскольку больше товаров будет производиться с меньшими затратами. Направления международных товарных потоков, подобно направлениям движения товаров на внутренних рынках, должны определяться ценами, так как каждый покупатель стремится делать покупки на самом дешевом рынке внутри страны или за ее пределами. Величайшим и самым влиятельным выразителем таких взглядов стал Адам Смит, британский экономист, опубликовавший в 1776 знаменитое Исследование о природе и причинах богатства народов. Однако возникает вопрос: почему одна страна может производить какой-либо конкретный товар с меньшими затратами, чем другая? В 1817 наиболее видный последователь Смита Давид Рикардо опубликовал работу Начала политической экономии и налогового обложения, в которой попытался дать ответ на этот вопрос. Рикардо (вслед за Смитом) предположил, что в конечном счете стоимость продукта определяется (с многочисленными оговорками) количеством воплощенного в нем человеческого труда. Например, изделие, произведенное за 10 часов, должно быть (в среднем) в два раза дороже изделия, изготовленного за 5 часов. Производительность труда в одних странах выше, чем в других. Там, где она выше, товары оказываются дешевле, чем в местах, где труд используется менее производительно. Кроме того, почти повсеместно труд в одних отраслях является более производительным, чем в других. Рикардо (в его "теореме сравнительных издержек") утверждал, что каждая страна способна максимизировать выгоды от международной торговли, если она специализируется на экспорте товаров, которые производит с наибольшей эффективностью, и импортирует товары, производство которых для нее оказывается неэффективным.

Постклассические теории. Теория Рикардо принимает во внимание только предложение товаров производящими странами; "эффективный спрос", т.е. спрос, подкрепленный деньгами, или покупательной способностью, оставлен за рамками анализа. Кроме того, эта теория построена лишь на одном факторе производства - труде. Эффективный спрос был включен в анализ международной торговли позднее, в 19 в., Джоном Стюартом Миллем и Альфредом Маршаллом. Очевидно, что обмен товарами между странами не может происходить, если импортирующие страны не нуждаются в импорте. Не менее очевидно и то, что международный товарообмен невозможен, если страны-экспортеры не заинтересованы в импорте. Страна должна оплачивать свой импорт деньгами, заработанными ею на экспорте продукции собственного производства, иначе ее резервы драгоценных металлов и иностранной валюты быстро истощатся. Таким образом, приобретение той или иной страной импортных товаров помогает другим странам покупать экспортную продукцию этой страны. После Первой мировой войны два шведских экономиста, Эли Хекшер и Бертиль Олин, предложили свою теорию, которая расширила понимание международной торговли благодаря включению в анализ двух факторов производства - труда и капитала. В данной теории под капиталом понимаются деньги, инвестированные в здания, сооружения, машины и оборудование. В различных производственных процессах соотношение между этими затратами и затратами на рабочую силу значительно варьирует. Производственные процессы, в которых доля средств производства по сравнению с долей живого труда относительно велика, называются капиталоемкими. Вполне естественно, что процессы производства в разных странах отличаются по капиталоемкости. Хекшер и Олин предположили, что страны, в которых используется относительно больше капитала, нежели живого труда (например, США), обладают сравнительным преимуществом в производстве и экспорте капиталоемкой продукции. Однако в 1953 американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев показал, что экспортируемая из США продукция (в отличие от американского производства в целом) является менее капиталоемкой по сравнению с ввозимыми в США товарами (т.н. "парадокс Леонтьева").

Массовое производство. Так или иначе, капиталоемкое производство обычно означает массовое производство, которое может существовать лишь при наличии достаточно устойчивого эффективного спроса на производимые в большом количестве товары. Стаффан Линднер утверждал, что страны экспортируют именно те товары, внутренние (национальные) рынки которых обладают большой емкостью. Такие рынки гарантируют производителю достаточно большие объемы продаж, делающие механизацию производства экономически выгодной; экспорт же, который не отличается высокой стабильностью, такой гарантии, как правило, не дает. В современном производстве доля расходов на научные исследования и разработки весьма значительна, так что целесообразно распространять эти расходы на большее число единиц продукции. Экономия, достигаемая в результате массового производства, получила название "экономии на масштабах".

Развитые и развивающиеся экономики. Экономия на масштабах обычно достигается в тех странах, которые впервые начали изготавливать данный продукт, накопили самый большой опыт в его производстве и сформировали для него наиболее емкий рынок. А значит, в разных странах экономия на масштабах реализуется в производстве различных товаров, и этот факт отчасти помогает объяснить специализацию национальных хозяйств развитых стран. Поскольку такие страны, как правило, производят товары с наименьшими издержками, доля торговли между ними в совокупном объеме мировой торговли очень высока. Напротив, экспорт из развивающихся стран в промышленно развитые состоит преимущественно из первичных продуктов - сырья, топлива, тропических фруктов и напитков. Страны-экспортеры этого типа могут самостоятельно потреблять лишь небольшую часть собственных первичных продуктов, их международную торговлю вообще нередко называют "избавлением от излишков".

Выгоды от торговли. Все теории торговли исходят из предположения, что направления международных товарных потоков определяются ценами, так как каждый покупатель стремится получить нужные ему товары с наименьшими затратами. Хотя теория цен в действительности дает лишь неполное объяснение реального механизма международной торговли, ее вполне достаточно для понимания "выгод от торговли". Ключевым здесь является понятие эффективности распределения ресурсов. На национальных рынках цены, устанавливаемые различными производителями, под влиянием конкуренции имеют тенденцию к выравниванию; ни один из продавцов не может значительно поднять цену по сравнению с другими, не потеряв при этом покупателей. Производителям приходится увеличивать свою прибыль за счет снижения издержек производства, т.е. более эффективного использования ресурсов. У самого эффективного производителя должны быть наименьшие издержки, самые низкие цены и, как следствие, наибольший объем продаж и наибольший доход. Таким образом, конкуренция способствует эффективности распределения ресурсов путем перераспределения факторов производства в пользу эффективных производителей, у которых больше денег на покрытие затрат и которые побеждают неэффективных производителей в борьбе за факторы производства. Выгоды от международной торговли проистекают из расширения сферы эффективного распределения ресурсов за границы отдельных государств. Страны мира стремятся продавать национальную продукцию за рубежом и покупать товары в других странах по той же самой причине, по которой отдельные люди что-то продают и что-то покупают вместо того, чтобы пытаться производить все необходимое самостоятельно. Сапожник мог бы сам производить продукты питания и шить одежду, однако ему легко подсчитать, что, изготавливая только обувь и обменивая ее на другие товары, также сделанные мастерами своего дела, он в конечном счете получит больше пищи и одежды, чем если бы производил все сам. В основе выгоды от внешней торговли лежит тот же принцип: существует разница между гипотетическими издержками производства данного товара внутри страны и фактическими издержками производства товаров, экспортируемых в счет его оплаты. Например, в одной из стран тонна сахара может быть произведена с затратами в 50 долл. Если бы эта тонна поступила из-за рубежа, ее пришлось бы оплачивать соответствующим количеством своих товаров. Предположим, что издержки производства этих товаров составляют 30 долл. Тогда выгода от торговли на тонне сахара достигнет 20 долл.

Условия торговли. Однако такой прямой расчет выгоды от торговли, как правило, невозможен. Страна зачастую зависит от импорта товара, который в ней вообще не производится или производится в очень малых количествах, так что никто не знает, во что обойдется национальное производство этого товара в необходимых количествах. Кроме того, существуют товары, которые страна вообще не может производить. Тем не менее анализ условий торговли позволяет определить некоторые показатели выгодности внешней торговли. Наиболее известным из подобных показателей являются "условия торговли по цене единицы товара", которые сопоставляют изменения в цене единиц экспортируемых товаров с изменениями в цене единиц импортируемых товаров. Вместе с тем страна способна снизить цену единицы экспортируемого товара, продать его в большем количестве и, в результате, импортировать больше товаров. Следовательно, лучшим показателем выгодности торговли является изменение совокупного объема импорта, который может быть оплачен совокупным объемом экспорта страны, или "условия торговли по доходу".

Ограниченность ценовой теории. Практика показывает, что цены далеко не полностью определяют потоки товаров и услуг. На едином рынке, где товары и услуги беспрепятственно перемещаются из одного места в другое, конкуренция выравнивает цены, и преимущество получают наиболее эффективные производители. Однако международные рынки далеко не так интегрированы, как национальные. Один из факторов производства - труд (или рабочая сила) - вообще характеризуется низкой мобильностью, за исключением особых обстоятельств; сходные ограничения действуют, хотя и в меньшей степени, и в отношении капитала и сырья. Готовая продукция гораздо более подвижна, однако и она не может абсолютно беспрепятственно перемещаться из страны в страну. Ограничения мобильности отчасти связаны с внеэкономическими факторами, однако не менее важная причина заключается в том, что доля международных транспортных расходов в конечной цене товара обычно выше по сравнению с расходами на транспортировку внутри страны. Таким образом, даже если производство какого-либо товара в данной стране более рентабельно, чем в других странах, это преимущество может исчезнуть в результате высоких транспортных расходов.

Технология. Даже на совершенном рынке покупатели предпочитают самые дешевые товары, произведенные на желаемом ехнологическом уровне и соответствующего качества, а не просто наиболее дешевые товары. Поэтому очень трудно найти покупателя на коробку со льдом, хотя она и дешевле холодильника; кроме того, одни холодильники работают лучше других. В некоторых случаях страна может монополизировать навыки и знания, необходимые для производства определенного вида товара; в других случаях страна пользуется репутацией лучшего по сравнению с конкурентами производителя отдельного товара. Вместе с тем одной стране редко удается в течение длительного времени сохранять монополию на технологии; гораздо более типична ситуация, когда технологии постепенно распространяются по миру, оказывая тем самым влияние на направление потоков торговли.

Торговый и платежный балансы. Системы цен всех участвующих в международной торговле стран связаны между собой из-за необходимости оплачивать расходы за рубежом за счет доходов, полученных там же. Для большинства стран это означает, что импорт оплачивается за счет средств, поступающих от экспорта. В результате многостороннего характера торговли, т.е. торговли одной страны со многими другими странами, подобное равновесие между экспортом и импортом требуется поддерживать не для отдельных пар стран, а между каждой страной и всем остальным миром. Доходы страны от экспорта и ее расходы на оплату импорта отражаются в торговом балансе. Когда доходы превышают расходы, говорят, что торговый баланс имеет активное сальдо; напротив, если расходы превышают доходы, наблюдается дефицит торгового баланса. В балансе показываются также поступления от реализованных за рубежом услуг и платежи за полученные там услуги, например, расчеты за транспорт или страхование, переводы денежных средств, являющиеся доходом от зарубежных инвестиций. Некоторые страны, например Великобритания, обычно расходуют на закупки импортных товаров больше средств, чем получают от экспорта своих товаров, однако дефицит их товарной торговли компенсируется доходами от услуг, оказанных иностранцам, и репатриацией прибылей от зарубежных инвестиций. Вместе с тем другие страны, например Бразилия, могут иногда получать от экспорта товаров больше, чем расходуют на импорт, однако их активное сальдо в торговле товарами всего лишь компенсирует дефицит в торговле услугами и вывоз полученных иностранцами прибылей. Помимо торговли товарами и услугами, а также перевода доходов от зарубежных инвестиций, на платежный баланс страны оказывают влияние еще два фактора. Это, во-первых, безвозвратные переводы денежных средств, или дары, когда одно государство предоставляет деньги другому или когда работающие за рубежом люди, например турки в Германии, отсылают часть своих доходов семьям на родину. Второй и более распространенный фактор - это переводы капитала в форме займов или инвестиций. Некоторые страны компенсируют дефицит в торговле товарами и услугами за счет полученных из-за рубежа займов и инвестиций. Когда страна испытывает дефицит платежного баланса, ее резервы - запасы золота и иностранной валюты, необходимые для оплаты зарубежных закупок, - сокращаются; когда платежный баланс страны имеет активное сальдо, ее золотовалютные резервы увеличиваются.

Роль государства. Внешняя торговля, как правило, требует большего вмешательства государства, нежели внутренняя торговля. Это вмешательство может принимать различные формы.

Валюта. Что делать, если страна на протяжении нескольких лет имеет дефицит платежного баланса? Одна из возможных мер связана с тем, что в большинстве случаев импортер должен расплачиваться за приобретенные товары иностранной валютой, которую ему сначала нужно купить. Государство может способствовать увеличению объема экспорта путем интервенций на валютном рынке, понижая обменный курс собственной валюты. Подобные девальвации национальной валюты способны также оказывать сдерживающее влияние на импорт. Кроме того, государство может непосредственно контролировать объем импорта, ограничивая или даже запрещая покупку иностранной валюты.

Свободная торговля и протекционизм. Если государство мало вмешивается в международную торговлю, ограничиваясь правовым регулированием и заботой о золотовалютных резервах, это называется политикой свободной торговли. "Протекционизм" же представляет собой попытку государства ограничить импорт путем его удорожания в результате введения особых налогов, или пошлин, называемых "тарифом", введения лимитов на количество ввозимых товаров ("импортных квот") или регулирования обмена национальной валюты на иностранные различными методами "валютного контроля".

Торговые зоны. Иногда государства заключают особые соглашения по международной торговле. "Зоной свободной торговли" называют группу стран, отменивших все тарифы в торговле между собой, но не принявших единых тарифов в торговле с отсталыми странами. "Таможенный союз" представляет собой группу стран, которые не только отказались от тарифов в торговле между собой, но и ввели общий тариф в отношении других стран. Оба этих типа интеграции действительно способствуют развитию торговли, если в результате устранения внутренних тарифов производство в рамках данной группы стран перераспределяется в пользу поставщиков с меньшими издержками. Однако, если из торговли, просто по причине введения общего внешнего тарифа, вытесняются производящие более дешевую продукцию поставщики из остальных стран, результатом интеграции становится всего лишь перераспределение товарных потоков. Таможенный союз повышает эффективность распределения ресурсов и увеличивает экономию на масштабах производства, если улучшению этих показателей действительно мешало наличие тарифов в торговле между соответствующими странами. Однако таможенный союз способен привести и к искажению спроса и предложения по отдельным продуктам. Кроме того, таможенные союзы сами по себе не стимулируют конкуренцию между производителями внутри союза и не способствуют распространению экономического роста из одной страны в другую.