Естественные монополии. Государственная монополия. Антимонопольные меры.
Естественные монополии.
Естественная монополия – признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен, выгоден государству и всему населению или вызван соображениями общественной безопасности.
Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно- промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.
Государственная монополия.
Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
В отличие от естественных монополий, существование которых определяется объективными причинами (невозможность конкуренции), государственные монополии вводятся государством в целях обеспечения публичных интересов. Введение государственной монополии носит исключительный характер и представляет собой по существу установленное законом ограничение принципа свободы экономической деятельности.
В настоящее время существует несколько государственных монополий. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"» ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.
Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». При этом отмечается, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Применяется не во всех государствах (например, ее нет в Великобритании). Существует в Италии (на табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий), ФРГ (вино) и ряде других стран.
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
* а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);
* б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года);
* в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);
* г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года);
* д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года).
- Предмет и задачи экономической теории и ее практическая значимость
- Категории, понятия или термины. Законы. Методы.
- Экономика как хозяйственная система. Экономические системы и их виды.
- 1) Формационный (Основатель - к.Маркс)
- Основные факторы производства.
- Понятие разделения труда и обобществление труда.
- Структура экономической категории собственность.
- Формы собственности и перспективы их изменения в России.
- Рынок. Классификация рынков.
- Роль конкуренции в рыночной экономике. Основные виды конкуренции.
- Преимущества и недостатки рыночных отношений.
- Естественные монополии. Государственная монополия. Антимонопольные меры.
- Закон возрастающих дополнительных затрат.
- Товар и его свойства. Специфический товар – рабочая сила.
- Величина стоимости товара. Производительность и интенсивность труда.
- Формула движения капитала. Воспроизводство простое и расширенное.
- Закон спроса и предложения. Законы рыночного ценообразования.
- Эластичность спроса.
- Структура и виды издержек производства.
- Постоянные и переменные издержки. Факторы, влияющие на их величину.
- Предельные издержки
- Рынок труда и его организационная структура.
- Безработица и ее причины. Виды безработицы. Методы государственного регулирования рынка труда и уровня безработицы.
- Государственная политика борьбы с безработицей
- Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.
- Деньги. Их возникновение и сущность. Функции денег.
- Денежная масса и ее структура образования
- Определение цены. Функции цен.
- Виды цен. Монопольные цены.
- Макроэкономическое неравновесие. Цикличность развития.
- Сущность и причины инфляции.
- Виды инфляции. Уровень инфляции.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- Система антиинфляционных мер.
- Первоочередные антиинфляционные стратегии
- Сущность антиинфляционной политики государства.
- Механизмы государственного регулирования. Экономическая политика.
- Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
- Финансы и их функции. Структура финансовой системы.
- Функции финансов
- Государственный бюджет. Бюджетное устройство.
- Структура доходов Федерального бюджета.
- Структура классификации расходов Федерального бюджета.
- Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Внебюджетные фонды и их задачи.
- Налоговая политика и функции налогов.
- Виды налогов. Элементы налога.
- Основные элементы налогов.
- Кредит и его функции. Источники кредита.
- Потребительские и предпринимательские кредиты. Условия их получения
- Залог и его виды. Ипотечное кредитование населения.
- Роль банков в социально-экономическом развитии страны. Банковская система в России и ее структура. Банковская система: понятие и виды
- Коммерческие банки в России
- Цб России, основные задачи, функции.
- Пластиковые карты. Целесообразность их широкого внедрения
- Ценные бумаги и их виды. Эмитенты ценных бумаг.
- Государственные ценные бумаги.
- Облигации и их виды. Векселя.
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- Мировой рынок и формирование экономических связей.
- Международная торговля.