Пластиковые карты. Целесообразность их широкого внедрения
За рубежом все банковские карты (которые даже просто предполагают использование денежных средств банка) по умолчанию называют "кредитными картами". В России здесь есть отличия. Согласно российскому законодательству, "Кредитная карта" предназначена для совершения её держателем операций, расчёты по которым осуществляются исключительно(!) за счёт денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора (положение ЦБ РФ №266П). Банк устанавливает лимит исходя из платёжеспособности клиента.
Дебетовая карта с разрешённым овердрафтом отличается от кредитной карты тем, что предполагает возможность использовать изначально средства клиента (как на обычной дебетовой карте) и в случае их нехватки - денежные средства банка. На остаток средств на счёте также начисляются проценты, но они, как правило, на порядок ниже комиссии при овердрафте.[1]
Кредитные карты — один из самых перспективных кредитных продуктов для физических лиц, постепенно заменяющий потребительские кредиты и кредиты на неотложные нужды. В процессе описания этого продукта мы не раз ещё проведем сравнения с классическим кредитованием. В связи с частым комбинированием двух банковских продуктов (карта и кредит), трудно правильно оценить к какому направлению деятельности больше относится кредитная карта — кредитование или операции с платежными картами. Главным преимуществом кредитных карт перед кредитами является возможность использования кредита, не отчитываясь перед банком о его целевом использовании, и возможность постоянного возобновления кредитной линии после погашения. Обычно кредитные карты предполагают длинные кредитные линии, которые гасятся равными частями, а по мере её погашения кредитная линия возобновляется. Отличие данных карт от карт с разрешенным овердрафтом является отсутствие положительного остатка на карте. Кредитная карта может предполагать наличие выданного клиенту кредита или его отсутствие. Даже если клиент внес сумму больше, чем сумма задолженности, то она учитывается на отдельном счете и используется только на погашение кредита после его возникновения. Причем кредит гасится в определенное число, оговоренное договором, а не сразу после возникновения. Эта особенность в некоторых случая является не совсем выгодной клиенту, но она часто компенсируется наличием льготного (грейс) периода.
Исторически первые платежные карты Diners Club были кредитными и предполагали возможность расплачиваться в ресторанах в кредит, который клиент оплачивал после окончания расчетного периода. В России эволюция карт пошла обратным путем. Основным видом карт, эмитируемых российскими банками до недавнего времени, были дебетовые, и предполагали возможность расплачиваться только в пределах денежных средств, внесенных клиентами на счет. Основной объём эмиссии приходился и приходится в настоящее время на карты, эмитируемые в рамках зарплатных проектов, когда карта выступает в качестве инструмента для выплаты заработной платы сотрудникам организаций корпоративных клиентов банка. Розничные карты в карточных портфелях основной массы банков составляют значительно меньшую часть, хотя они не менее интересны банкам за счет их большей ориентированности на использование в торгово-сервисных предприятиях. Развитие конкуренции на карточном рынке и рынке потребительского кредитования привело к появлению кредитных карт, использование которых предполагает использование заемных банковских средств, а не сбережений клиента.
Эмиссия кредитных карт позволяет банкам выйти на новый уровень развития, при небольших уровнях операционных затрат привлекая новые клиентские группы:
* выдав один раз карту, банку нет необходимости иметь разветвленную сеть классических учреждений, так как получение кредита клиентом предполагает использование её в торгово-сервисном предприятие или получение наличности в банкомате;
* пополнение карты и соответственно погашение кредита также может происходить через банкоматы или другие терминалы самообслуживания, оборудованные модулем приема наличных денежных средств, а также безналичным перечислением на банковский счет;
* обработка карточных операций более автоматизирована, чем классические кредиты, что также облегчает для банка проведение этих операций, удешевляя их себестоимость.
«Карточному» банку нет необходимости строить сеть отделений и филиалов, что значительно удешевляет обслуживание клиентов, и позволяет привлечь те клиентские группы, которые раньше невозможно было обслуживать из-за их удаленности. Интересным примером карточного моно-продуктового банка в России является банк «Тинькофф. Кредитные системы». Этот банк только относительно недавно вышел на рынок и строит свой бизнес только на кредитных картах, без предоставления других банковских услуг клиентам. Будет интересно узнать успешность этого проекта в России, зарубежный опыт показывает, что такой подход имеет право на жизнь. Но на этом пути также существует опасность неверно отобрать клиентский сегмент, к которому банк формулирует предложение. Один из банков Великобритании по рекомендации маркетологов решил расширить географию своего присутствия внутри страны. С этой целью была произведена почтовая рассылка предложений банка револьверных кредитных карт в те регионы, где банк не был представлен своими отделениями. Результаты этого хода оказались следующими: банку удалось привлечь очень малый процент новых клиентов (значительно меньший, чем при обычных рассылках), и к тому же после выдачи этим клиентам револьверных кредитов процент просроченных долгов для них значительно превысил нормальный порог рисков. Для разбирательства в этой ситуации был приглашен сторонний консультант, который разобрался в просчетах банка. Оказалось, что бренд банка был совершенно незнаком потенциальным клиентам в том регионе, куда были отправлены предложения по почте, и стандартные заемщики побоялись пользоваться услугами незнакомой финансовой организации. Воспользоваться её услугами решились только наиболее рисковый клиентский сегмент, которым местные банки уже предоставляют кредиты на жестких условиях или не предоставляют вовсе. Возможно, перед осуществлением рассылки банку необходимо было провести имиджевую рекламную компанию в регионе, тогда результаты работы были бы другие. Таким образом, экономия на сети учреждений не значит экономию на рекламном бюджете, розничный карточный банк никогда не привлечет достаточно клиентов, если о нём не знают потенциальные заемщики.
Необходимо отметить, что карточные кредиты более доходный продукт по сравнению с классическими кредитами, за счет всевозможных дополнительных операционных комиссий, возникающих в процессе обслуживания карты (плата за годовое обслуживание, выдачу наличных, предоставление выписок и копий чеков и т. п.). Эти комиссии незаметны и не раздражают клиентов, тем более есть выбор (например, не снимать наличные, а оплатить покупку картой), но при достаточном объёме эмиссии представляют довольно значительную статью доходов банка.
- Предмет и задачи экономической теории и ее практическая значимость
- Категории, понятия или термины. Законы. Методы.
- Экономика как хозяйственная система. Экономические системы и их виды.
- 1) Формационный (Основатель - к.Маркс)
- Основные факторы производства.
- Понятие разделения труда и обобществление труда.
- Структура экономической категории собственность.
- Формы собственности и перспективы их изменения в России.
- Рынок. Классификация рынков.
- Роль конкуренции в рыночной экономике. Основные виды конкуренции.
- Преимущества и недостатки рыночных отношений.
- Естественные монополии. Государственная монополия. Антимонопольные меры.
- Закон возрастающих дополнительных затрат.
- Товар и его свойства. Специфический товар – рабочая сила.
- Величина стоимости товара. Производительность и интенсивность труда.
- Формула движения капитала. Воспроизводство простое и расширенное.
- Закон спроса и предложения. Законы рыночного ценообразования.
- Эластичность спроса.
- Структура и виды издержек производства.
- Постоянные и переменные издержки. Факторы, влияющие на их величину.
- Предельные издержки
- Рынок труда и его организационная структура.
- Безработица и ее причины. Виды безработицы. Методы государственного регулирования рынка труда и уровня безработицы.
- Государственная политика борьбы с безработицей
- Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.
- Деньги. Их возникновение и сущность. Функции денег.
- Денежная масса и ее структура образования
- Определение цены. Функции цен.
- Виды цен. Монопольные цены.
- Макроэкономическое неравновесие. Цикличность развития.
- Сущность и причины инфляции.
- Виды инфляции. Уровень инфляции.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- Система антиинфляционных мер.
- Первоочередные антиинфляционные стратегии
- Сущность антиинфляционной политики государства.
- Механизмы государственного регулирования. Экономическая политика.
- Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
- Финансы и их функции. Структура финансовой системы.
- Функции финансов
- Государственный бюджет. Бюджетное устройство.
- Структура доходов Федерального бюджета.
- Структура классификации расходов Федерального бюджета.
- Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Внебюджетные фонды и их задачи.
- Налоговая политика и функции налогов.
- Виды налогов. Элементы налога.
- Основные элементы налогов.
- Кредит и его функции. Источники кредита.
- Потребительские и предпринимательские кредиты. Условия их получения
- Залог и его виды. Ипотечное кредитование населения.
- Роль банков в социально-экономическом развитии страны. Банковская система в России и ее структура. Банковская система: понятие и виды
- Коммерческие банки в России
- Цб России, основные задачи, функции.
- Пластиковые карты. Целесообразность их широкого внедрения
- Ценные бумаги и их виды. Эмитенты ценных бумаг.
- Государственные ценные бумаги.
- Облигации и их виды. Векселя.
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- Мировой рынок и формирование экономических связей.
- Международная торговля.