Механизмы государственного регулирования. Экономическая политика.
Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа хозяйствующих субъектов и разнохарактерных экономических процессов. Вместе с экономически независимыми существуют и регулирующие хозяйствующие субъекты. Одним из наиболее крупных и значительных регулирующих субъектов национальной экономики является государство, которое сосредоточивает значительную часть национального богатства, устанавливает нормативно закрепленные правила поведения других хозяйствующих субъектов, посредством государственного бюджета искусственно перераспределяет валовой внутренний продукт, формирует и поддерживает систему социальных гарантий населению.
Существуют следующие подходы к определению роли государства в национальной экономике:
1) меркантилистский, доминировавший в XVI—XVII вв., основанный на признании целесообразным активного вмешательства государства в национальную экономику. Он исходит из понимания национального богатства как количества драгоценных металлов, находящихся в стране, чему соответствует занятие государством такой позиции, которая способствует экспорту и минимизирует импорт товаров;
2) классический, основанный на теоретических разработках А. Смита, который полагал, что роль государства в экономике сводится к обеспечению безопасности населения, созданию механизмов защиты права собственности. Государство должно создавать только условия для нормального функционирования национальной экономики, но при этом по возможности ограничить степень своего вмешательства;
3) кейнсианский, доминировавший в начале ХХ в. в западных странах. В соответствии с ним государственное вмешательство в национальную экономику необходимо по причине несовершенства рыночных механизмов. Для этого государство должно использовать финансово-кредитные инструменты;
4) неоклассический, исходящий из отказа государства от прямых методов воздействия на национальную экономику и сводящий их к косвенным методам – налогообложению, фискальной политике.
Исторически обусловлено, что государство является в национальной экономике основным регулирующим субъектом, что проявляется в создании им условий функционирования других хозяйствующих субъектов. Изначально роль государства сводилась к определению фискальной политики, сбору налогов, но с усложнением и увеличением масштабов национальной экономики значение государства существенным образом увеличилось.
В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только рыночными механизмами, способность свободного рынка к саморегуляции.
Поэтому возникает обоснованная необходимость государственного регулирования экономики, например, в области нерентабельного для рынка производства общественных благ. Потребность в государственном регулировании национальной экономики также вызвана рядом отраслевых и общехозяйственных кризисов, массовой безработицей, нарушениями в денежном обращении, потребностью в регулировании инфляции. Возможность осуществить государственное регулирование экономики возникает только при достижении определенного уровня развития экономики, концентрации производственного потенциала.
На современном этапе оно является составной частью сложного процесса воспроизводства национальной экономики. Формы, цели, методы и механизмы государственного регулирования непосредственным образом зависят от состояния национальной экономики, ее специфики и характерных черт.
В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным – выполнять определенные функции. Они непосредственным образом корректируются в зависимости от возникающих в национальной экономике проблем, связанных с несовершенством рыночных механизмов – неспособностью рынка к саморегуляции по определенным направлениям.
Государство включает в область своей деятельности создание механизмов, обеспечивающих равные условия для конкурентной борьбы, и искусственным образом ограничивает монополизацию рынка. По причине того, что рыночные механизмы не способны на необходимом уровне реализовать все потребности общества, оно непосредственно занято производством в необходимом количестве общественных благ.
Потребность в участии государства в национальной экономике объясняется и тем, что она не способна к социально справедливому распределению доходов – национального богатства. Вместе с заботой о социально незащищенной части населения в его прямые обязанности входит финансирование фундаментальных научно-технических разработок – только государство обладает достаточными ресурсами для этого. Так как рынок труда функционирует только на основании рыночных механизмов, насущна необходимость в его государственном регулировании в целях минимизации объемов безработицы.
Активное участие государства в формировании рыночных механизмов находится в прямом взаимодействии с установлением и поддержанием политических, правовых, социальных принципов общества.
Классическими функциями, которые реализует государство в национальной экономике, являются:
1) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Государство является единственным субъектом в национальной экономике, который обладает достаточными ресурсами и правами, необходимыми для установления правового поля, регулирующего хозяйственную деятельность, свода законов, которые определяют правила поведения хозяйствующих субъектов. Регулирование монополизма является одной из основных областей деятельности государства, которая осуществляется для того, чтобы создать конкурентные условия ценообразования и хозяйственной деятельности, а в конечном счете чтобы население получало блага по минимально возможной цене и максимально высокого качества. Оно реализуется в двух основных направлениях. Во-первых, создает нормативно-правовую базу деятельности монополистов, в тех отраслях, где только такая форма хозяйственной деятельности способна обеспечить эффективное воспроизводство. Во-вторых, запрещает деятельность монопольных образований в тех отраслях, для которых подобный режим не способен обеспечить эффективного воспроизводства;
2) формирование условий устойчивого роста национальной экономики, что является важнейшей предпосылкой функционирования государства. Для этого оно использует, например, кредитные, денежные, бюджетные и налоговые методы, позволяющие существенно снизить уровень безработицы, поддержать стабильный уровень национальной валюты и цен, преодолеть спад объемов производства и сгладить инфляцию;
3) искусственное распределение и перераспределение ресурсов – национального богатства. Для этого оно искусственно изымает из национальной экономики часть ресурсов и направляет их на производство общественных благ, например научно-технические разработки, здравоохранение, образование, армию, создание транспортных и коммуникационных структур;
4) создание системы минимальных социальных гарантий, для того, чтобы у каждого гражданина был минимум ресурсов, достаточных для удовлетворения своих потребностей (например, в форме прямой помощи малоимущим, пособий по безработице, инвалидности, старости). Тем самым оно предотвращает возможность возникновения голода и, как следствие, социальной напряженности и взрывов.
Эти классические функции государства трансформируются в зависимости от различных условий. Так, для переходного типа экономики они существенным образом отличаются от классических функций. Функции государства в национальной экономике России по причине наличия переходного типа экономики существенным образом отличаются от тех, которые реализуют другие экономически развитые государства. Одна из основных их особенностей состоит в том, что изменение существовавшего ранее режима функционирования национальной экономики происходило по направлению разрушения старых институтов, а не приоритетного создания новых. В результате сложилась ситуация, при которой государство отказалось от прежних своих функций, одновременно не взяв на себя новые, более соответствующие реалиям рыночной экономики. По сути, государство устранилось от управления экономикой.
В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:
1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования – минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов;
2) перераспределяет ресурсы – национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов;
3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики;
4) стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. Государство вынуждено привлекать весь арсенал методов государственного регулирования только для того, чтобы стабилизировать состояние национальной экономики. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям;
5) создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повсеместный спад и депрессия, после их устранения государство должно создать условия, в которых становится возможным экономический рост. Это одна из первоочередных функций государства, для реализации которой применяется весь спектр финансовых, кредитных, налоговых инструментов.
Стабилизация национальной экономики приводит к необходимости пересмотра реализуемых государственных функций. Изменение состояния национальной экономики должно происходить одновременно с трансформацией государства, а в противном случае возможно возникновение серьезных проблем, когда государство не способствует развитию национальной экономики, а препятствует ему.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что в целях обеспечения нормального функционирования и высоких темпов развития национальной экономики государство берет на себя все большее количество функций. Это является насущной необходимость, так как только оно способно осуществить регулирование функционирования национальной экономики – при существующей структуре и масштабах.
- Предмет и задачи экономической теории и ее практическая значимость
- Категории, понятия или термины. Законы. Методы.
- Экономика как хозяйственная система. Экономические системы и их виды.
- 1) Формационный (Основатель - к.Маркс)
- Основные факторы производства.
- Понятие разделения труда и обобществление труда.
- Структура экономической категории собственность.
- Формы собственности и перспективы их изменения в России.
- Рынок. Классификация рынков.
- Роль конкуренции в рыночной экономике. Основные виды конкуренции.
- Преимущества и недостатки рыночных отношений.
- Естественные монополии. Государственная монополия. Антимонопольные меры.
- Закон возрастающих дополнительных затрат.
- Товар и его свойства. Специфический товар – рабочая сила.
- Величина стоимости товара. Производительность и интенсивность труда.
- Формула движения капитала. Воспроизводство простое и расширенное.
- Закон спроса и предложения. Законы рыночного ценообразования.
- Эластичность спроса.
- Структура и виды издержек производства.
- Постоянные и переменные издержки. Факторы, влияющие на их величину.
- Предельные издержки
- Рынок труда и его организационная структура.
- Безработица и ее причины. Виды безработицы. Методы государственного регулирования рынка труда и уровня безработицы.
- Государственная политика борьбы с безработицей
- Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.
- Деньги. Их возникновение и сущность. Функции денег.
- Денежная масса и ее структура образования
- Определение цены. Функции цен.
- Виды цен. Монопольные цены.
- Макроэкономическое неравновесие. Цикличность развития.
- Сущность и причины инфляции.
- Виды инфляции. Уровень инфляции.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- Система антиинфляционных мер.
- Первоочередные антиинфляционные стратегии
- Сущность антиинфляционной политики государства.
- Механизмы государственного регулирования. Экономическая политика.
- Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
- Финансы и их функции. Структура финансовой системы.
- Функции финансов
- Государственный бюджет. Бюджетное устройство.
- Структура доходов Федерального бюджета.
- Структура классификации расходов Федерального бюджета.
- Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Внебюджетные фонды и их задачи.
- Налоговая политика и функции налогов.
- Виды налогов. Элементы налога.
- Основные элементы налогов.
- Кредит и его функции. Источники кредита.
- Потребительские и предпринимательские кредиты. Условия их получения
- Залог и его виды. Ипотечное кредитование населения.
- Роль банков в социально-экономическом развитии страны. Банковская система в России и ее структура. Банковская система: понятие и виды
- Коммерческие банки в России
- Цб России, основные задачи, функции.
- Пластиковые карты. Целесообразность их широкого внедрения
- Ценные бумаги и их виды. Эмитенты ценных бумаг.
- Государственные ценные бумаги.
- Облигации и их виды. Векселя.
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- Мировой рынок и формирование экономических связей.
- Международная торговля.