Внебюджетные фонды и их задачи.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
• социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
• целевого использования средств этих фондов;
• оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
• новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
• финансирования территориальных нужд.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
· формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.*
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.
Пенсионный фонд РФ. Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Субъекты федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные (экономические) фонды. Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.
Дорожные фонды создаются в качестве целевых во многих государствах. На территории России они образованы с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в РСФСР». Данный закон предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них. Их средства формируются, главным образом, за счет специальных налогов и сборов согласно указанному Закону.
- Предмет и задачи экономической теории и ее практическая значимость
- Категории, понятия или термины. Законы. Методы.
- Экономика как хозяйственная система. Экономические системы и их виды.
- 1) Формационный (Основатель - к.Маркс)
- Основные факторы производства.
- Понятие разделения труда и обобществление труда.
- Структура экономической категории собственность.
- Формы собственности и перспективы их изменения в России.
- Рынок. Классификация рынков.
- Роль конкуренции в рыночной экономике. Основные виды конкуренции.
- Преимущества и недостатки рыночных отношений.
- Естественные монополии. Государственная монополия. Антимонопольные меры.
- Закон возрастающих дополнительных затрат.
- Товар и его свойства. Специфический товар – рабочая сила.
- Величина стоимости товара. Производительность и интенсивность труда.
- Формула движения капитала. Воспроизводство простое и расширенное.
- Закон спроса и предложения. Законы рыночного ценообразования.
- Эластичность спроса.
- Структура и виды издержек производства.
- Постоянные и переменные издержки. Факторы, влияющие на их величину.
- Предельные издержки
- Рынок труда и его организационная структура.
- Безработица и ее причины. Виды безработицы. Методы государственного регулирования рынка труда и уровня безработицы.
- Государственная политика борьбы с безработицей
- Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.
- Деньги. Их возникновение и сущность. Функции денег.
- Денежная масса и ее структура образования
- Определение цены. Функции цен.
- Виды цен. Монопольные цены.
- Макроэкономическое неравновесие. Цикличность развития.
- Сущность и причины инфляции.
- Виды инфляции. Уровень инфляции.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- Система антиинфляционных мер.
- Первоочередные антиинфляционные стратегии
- Сущность антиинфляционной политики государства.
- Механизмы государственного регулирования. Экономическая политика.
- Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
- Финансы и их функции. Структура финансовой системы.
- Функции финансов
- Государственный бюджет. Бюджетное устройство.
- Структура доходов Федерального бюджета.
- Структура классификации расходов Федерального бюджета.
- Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Внебюджетные фонды и их задачи.
- Налоговая политика и функции налогов.
- Виды налогов. Элементы налога.
- Основные элементы налогов.
- Кредит и его функции. Источники кредита.
- Потребительские и предпринимательские кредиты. Условия их получения
- Залог и его виды. Ипотечное кредитование населения.
- Роль банков в социально-экономическом развитии страны. Банковская система в России и ее структура. Банковская система: понятие и виды
- Коммерческие банки в России
- Цб России, основные задачи, функции.
- Пластиковые карты. Целесообразность их широкого внедрения
- Ценные бумаги и их виды. Эмитенты ценных бумаг.
- Государственные ценные бумаги.
- Облигации и их виды. Векселя.
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- Мировой рынок и формирование экономических связей.
- Международная торговля.