logo
материал по экономике (шпора чья-то)

Категории, понятия или термины. Законы. Методы.

Категории экономики.

Категории – это наиболее общие объективные понятия, выбранные наукой, то чего, фактически не существует. Пример: капитал, товар, стоимость, цена, собственность.

Категории отражают свойства и качества объекта, выражают объективные экономические отношения. Это абстракция действительных экономических отношений.

Товар

Свойства товара:

  1. Потребительная стоимость – способность удовлетворять потребность (Пw)

  2. Стоимость – способность товара к обмену. (W)

Рабочая сила также является своеобразным товаром.

Аксиомы экономики:

  1. Ограниченность ресурсов

  2. Безграничность потребностей человека.

Методы экономики.

  1. Общенаучные методы, методы логики.

В экономической теории находит применение общая философия познания мира и, прежде всего, диалектико-материалистический метод. С его помощью рассматриваются процессы и явления экономической жизни в развитии, их всеобщей связи и взаимозависимости. Источником развития выступают противоречия и их разрешение.

Метод научной абстракции позволяет проникать в сущность изучаемых процессов, отвлекаясь от его второстепенных сторон, например, использовать такие научные абстракции как товар, деньги, стоимость и т.д.

Используются также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции , экономико-математического моделирования .

При исследовании экономических отношений применяется системный подход.

  1. Базовые методы экономики: наблюдение, эксперимент, гипотеза (если гипотеза доказана и проверяема, она становится теорией).

Специфические методы экономики: агрегирование и моделирование.

Агрегирование - это укрупнение экономических величин. Такие величины характеризуют движение экономики как единого целого. (ВВП, средний уровень цен, рыночная ставка процента, уровень инфляции, занятости…)  Макроэкономическое агрегирование распространяется, прежде всего, на субъекты эко­номики которые группируются в четыре сектора экономики:

1.Сектор домашних хозяйств – совокупность частных хозяйственных ячеек внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.

2.Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Фирма – это организация, созданная для производства и реализации товаров и услуг.

3.Под государственным сектором подразумевается деятельность государственных организаций. Экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в производстве общественных благ, реализации социальных программ, пе­рераспределении национального дохода страны. Выполняя свои функции, государство ориентируется, прежде всего, на удовлетворение интересов общества в целом.

4.Сектор «остальной мир» (заграница) – это экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные госу­дарственные институты. Воздействие «остального мира» на национальную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Макроэконом агрегирование распространяется и на рынки:

 рынок товаров и услуг(рынок благ)2.финансовый рынок3.рынок факторов производства

Моделирование - описание экономических процессов и явлений на формализированном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними.