logo
материал по экономике (шпора чья-то)

Закон возрастающих дополнительных затрат.

С помощью кривой производственных возможностей можно (с учетом наглядности) сформулировать еще раз тезис об аль­тернативности производства различных видов товарных групп в эко­номике полной занятости. Форма же графика показывает своеобраз­ную цену" одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве благ другой товарной группы.

Другими словами, цену каждой дополнительной единицы масла мы выражаем в количестве пушек, от производства которых надо от­казаться. Например, чтобы произвести масло в количество 1 млн. кг надо отказаться от производства 1 тыс. пушек (сократить их произ­водство с 15 до 14 тыс.). Для наращивания производства масла с 1 до 2 млн. кг, нужно отказаться уже от 2 тыс. пушек (14 тыс. — 12 тыс. ) Наконец, последнее приращение в производстве масла (с 4 до 5 млн. кг) потребует отказа от 5 тыс. пушек (5 тыс. - 0). Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов масла общество дол­жно платить все большую "цену" в виде непроизведенных пушек Та же закономерность действует и в случае перехода от производства масла ко все большему количеству пушек (переключение с граждан­ского на военное производство). Но в этом случае выражение закона возрастающих затрат принимает следующую форму: отказ от каждого миллиона килограммов масла будет выражаться во все меньшем при­росте производства пушек. Так, вначале, отказ от 1 млн. кг масла (с 5 до 4 млн.) выразился в большом "скачке" в производстве пушек (с О до 5 тыс. шт.).

Следовательно, такой прирост в развертывания во­енного производства обошелся обществу сравнительно дешево. Однако последующее сокращение производства масла (с 4 до 3 млн.; с 3 до 2 млн. и т.д.) будет выражаться во все меньшем приросте военной про­дукции (с 5 до 9-4 тыс.; с 9 до 12-3 тыс. и т.д.). А это означает что за переход от гражданского к военному производству общество платит все более высокую цену.

Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что при увеличении объема одноименной товарной группы не­избежно возрастание затрат на единицу товара, выраженных в другой товарной группе.