24. Abc методология: возникновение и использование при реализации bpr-проекта.
Методология АВС/АВМ возникла на базе бухгалтерского учета и быстро превратилась из простых средств управления стоимостью в средство стратегического управления компаниями. Данная методология при ее умелом использовании может стать серьезным рычагом реструктуризации предприятия. Выход на новые рыночные позиции, укрепление существующих позиций, изменение организационной структуры предприятия, повышение качества продукции, оптимизация процессов разработки и коммерциализации новой продукции, да и весь проект реструктуризации — все это предполагает изменение ценовой политики, перераспределение имеющихся у предприятия ресурсов и повышение их использования.
В современных системах бухгалтерского и управленческого учета значительная часть накладных расходов, начиная с тестирования и заканчивая погрузочно-разгрузонными работами, непропорционально распределяются по изделиям. Накладные расходы обычно распределяются в равной степени или по какому-либо другому принципу, например, пропорционально прямым затратам труда или затратам времени на производство. Из-за этой диспропорции руководителям предприятий и менеджерам оставалось лишь гадать относительно реальной себестоимости продукции (услуги).
Сегодняшние бухгалтерские системы и методы управления издержками не отражают истинной картины экономики производства продукции и не позволяют адекватно учитывать (распределять) стоимость потребления различных по природе ресурсов в себестоимости продукции. Ниже приведен простой пример того, как распределение непроизводственных расходов пропорционально прямым затратам труда может привести к искажению себестоимости продукции.
ABC можно определить как метод учета и анализа стоимости продукции, работ и услуг на основе функций (или процессов) и ресурсов, задействованных в функциях (или процессах).
Иногда ABC переводится и определяется как функционально-стоимостной анализ. Некорректность такого перевода состоит в том, что явление, называющееся функционально-стоимостным анализом, уже давно существующее в отечественной экономической науке, существенным образом отличается от АВС-методологии.
ABC — это:
· метод, позволяющий наиболее точно измерять стоимость и эффективность операций процесса и стоимостных объектов (см. Глоссарий) в целом;
· метод, позволяющий определить стоимость процессов, основанную на используемых в них ресурсах, и стоимость продукции (изделий, программ), основанную на стоимости используемых в них процессов;
· метод, позволяющий распознать причинную связь между факторами формирования стоимости и процессами.
Методологию ABC можно выразить в простой концепции: «Изделия потребляют действия, действия потребляют ресурсы».
ABC-метод — это метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующий в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов.
Суть метода — в определении затрат на выполнение функций на основе ресурсов, необходимых для их выполнения, и затрат на стоимостные объекты на основе использованных ими функций.
Выделяются три упомянутые выше группы объектов: ресурсы, функции и так называемые стоимостные объекты: продукция, товары, услуги. Итоговая стоимость каждой функции представляет собой сумму отдельных стоимостных элементов, функции могут образовывать иерархическую структуру и группироваться в функциональные центры. В совокупности эти объекты и взаимосвязи между ними образуют АВС-модель.
25. Применение системы "Точно в срок" при реализации BPR-проекта. Итак термин «точно в срок» («Just-in-Time») обозначает такую производственную систему, в которой материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и все ресурсы, необходимые для получения продукции, поставляются ровно в тот момент и в таких количествах, какие необходимы для сиюминутного выполнения всех работ на всех производственных местах и выпуска продукции в соответствии с производственной программой. Хотя идея такого производства проста и ее преимущества достаточно очевидны, до недавнего времени она была недоступна большинству. Главные причины этого легко понять — они в сложности обеспечения двух очевидно необходимых условий такого производства:
· во-первых, требуются точность и согласованность поставок всего необходимого для производства, так сказать, во времени и в пространстве (в нужное время, в нужное место), требуется безотказный самонастраивающийся механизм таких поставок;
· во-вторых, все поставляемые компоненты производства должны быть бездефектными, иначе вся эта синхронная система моментально разрушается.
Из приведенного списка условий сразу же следует вывод, что производство «точно в срок» возможно только когда решена проблема обеспечения качества. Качество — первый этап организации системы, без чего она не будет ни производительной ни эффективной. Правда, организация рассматриваемой системы (что составляет одно из важнейших ее преимуществ) позволяет максимально эффективно решать некоторые задачи управления качеством. В настоящее время Япония — практически единственная страна, где широко применяется система «точно в срок». Пионером и здесь была японская автомобильная компания «Toyota». Для сравнения, в 80-х гг. среднегодовая стоимость материально-производственных запасов в фирме «Toyota» составляла 40–50 долларов на один автомобиль, а на заводах концерна «General Motors» — 500–600 долларов. В первую очередь это связано с тем, что японцы отдали много сил и добились успеха в отработке как раз первого этапа. И только на основе гарантии выполнения всех требований к этому первому этапу имеет смысл переходить к организации второго — «управлению количеством», т.е. к налаживанию системы синхронной доставки всего необходимого к рабочим местам.
26. Типология стратегических целей компании. Методология формирования финансовой стратегии компании включает обоснование и выработку таких принципов деятельности, следование которым позволило бы заинтересованным субъектам-компаниям эффективно решать определенные вопросы. Основными принципами моделирования финансовой стратегии являются следование принятой стратегии устойчивого развития компании (цели, сроки и т д), базирование на теоретической модели финансовой стратегии, учет оргструктуры компании и предполагаемых в ней изменений, выбор варианта финансовой стратегии на альтернативной основе из нескольких прогнозируемых сценариев. Финансовая стратегия определяет способы привлечения, накопления и направления расходования финансовых ресурсов Необходима организационная подготовка процедуры формирования стратегии вплоть до установочных собеседований с руководящим персоналом компании и т п. Важной частью моделирования финансовой стратегии является определение этапов этого процесса Этапы моделирования финансовой стратегии компании. 1. Описание компании как открытой системы. 2.0пределение стратегических целей. 3. Разработка вариантов (сценариев) в соответствии с целями. 4. Формирование критериев отбора вариантов. 5. Выбор наилучшего варианта модели. 6. Детализация выбранного варианта финансовой стратегии. 7. Оформление финансовой стратегии как документа, его согласование и утверждение, доведение до исполнителей, организация контроля за исполнением.
При определении целей стратегии важен учет различных типов стратегических целей. В кратком виде их можно представить следующим образом: - сохранение имеющихся позиций компании на прежних рынках в новых изменившихся экономических условиях; - рост объемов реализации продуктов и услуг при сохранении прежних пропорций между ними и сохранении прежней географии рынков; - увеличение объемов реализации продуктов и услуг при изменении пропорций между ними и сохранении прежней географии рынков; - увеличение объемов реализации продуктов и услуг при изменении пропорций между ними и изменении географии рынков; - рост объемов реализации продуктов и услуг при сохранении пропорции между ними и изменении географии рынков; - рост объемов реализации продуктов и услуг за счет освоения новых их видов при сохранении географии рынков; - рост объемов реализации продуктов и услуг за счет освоения новых их видов при изменении географии рынков; - сокращение объемов реализации продуктов и услуг за счет свертывания выпуска некоторых из них. Таким образом, выглядит в нашем представлении типология стратегических целей финансовой стратегии, сформированная только по двум критериям: продукты (услуги) и география рынков. Данная типология базируется на общепринятой типологии целей товарно-рыночной и других стратегий.
- Понятие и сущность менеджмента (сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление», основные функции менеджмента и их взаимосвязь).
- Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления.
- Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).
- Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).
- Системный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Ситуационный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Процессный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.
- Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
- Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
- Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу
- Понятие мотивации. Основные положения теории справедливости Дж. Стейси Адамса и ее практическая значимость.
- Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
- Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации.
- Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «х и y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.
- Типы субъектов предпринимательского бизнеса.
- Конкуренция и ее виды. Конкурентоспособность организации, факторы ее определяющие
- Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса
- Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.
- Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.
- Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция
- Государственный и частно - государственный бизнес
- Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты
- Законы спроса и предложения
- Структура национальной экономики. Теневая экономика
- Государственный бюджет: его дефицит и профицит
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальное богатство.
- Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.
- Основные маркетинговые стратегии
- Организация деятельности маркетинговой службы
- Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др.)
- Типы организаций, их характеристика
- Жизненные циклы организации
- Организационная культура
- Понятие миссии и целей организации
- Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.
- Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе, предложенные Майклом Портером
- Классификация корпоративных стратегий и их место в системе стратегического управления
- Преимущества и недостатки способов вхождения в новый бизнес
- Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля.
- Взаимосвязь hr-менеджмента с другими направлениями управления в организации.
- Основные национальные школы hr-менеджмента (сша, Япония, Западная Европа).
- Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.
- Инвестирование в человеческий капитал организации.
- Рынок труда: понятие, макроэкономические функции, сегментация, инфраструктура.
- Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.
- Имидж организации работодателя на рынке труда: критерии, условия обеспечения.
- Сущность, цели, основные принципы и функции public relations. Pr в системе менеджмента.
- Организация pr-деятельности в организации. Основные этапы pr-деятельности.
- Основные методы и средства pr. Отношения со средствами массовой информации.
- Вопросы по специализации
- Корпорация: определение, особенности формирования и развития в России.
- Виды корпораций. Особенности корпораций в сравнении с другими формами организации предпринимательской деятельности.
- Основные направления государственного регулирования корпоративной деятельности.
- Место и роль банков в финансово-промышленных группах.
- 5. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
- 6. Предпринимательские и некоммерческие корпорации.
- 7. Принципы управления корпорацией: централизация, децентрализация, координация, использование человеческого потенциала, эффективного использования сопутствующих видов деятельности.
- 8. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, инвесторы.
- 9. Функции корпоративного управления.
- 10. Система органов управления корпорации, их состав, принцип деятельности, компетенция и взаимосвязь.
- 11. Принятие управленческих решений в корпорации: создание системы оперативного управления, анализ альтернатив управленческого решения.
- Слияния и поглощения. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний: горизонтальные, вертикальные, конгломератные.
- Реорганизация бизнеса: цели и формы: слияния, присоединения, разделения, выделения преобразования.
- 14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.
- 17. Оценка собственного потенциала компании как этап реструктуризации компании: мероприятия, методы.
- 21. Участники bpr-проекта.
- 24. Abc методология: возникновение и использование при реализации bpr-проекта.
- 27. Конкурентное преимущество как цель стратегического маркетинга. Анализ конкурентноспособности товара и фирмы. Потребительское качество.
- II. Примеры теоретических вопросов на понимание терминологии, основных понятий и принципов предметной области специальности
- 1. В чем отличие стратегии от миссии? Могут ли они совпадать?
- 2. В чем разница стратегического и оперативного управления?
- Прокомментируйте утверждение: «Основной принцип pr деятельности – это осуществление коммуникаций до получения результата». Аргументируйте ответ.
- 4. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.
- 5. Чем отличается слияние компании от присоединения одной компании к другой?
- В чем проявляется влияние государства на систему корпоративных норм и корпоративных ценностей?
- III. Пример задания на понимание понятий и принципов их взаимосвязей в предметной области специальности
- 1. Раскройте противоречие интересов топ-менеджмента, акционеров и инвесторов корпорации.
- 2. Опишите риски внешней и внутренней среды, являющиеся специфическими именно для корпорации.
- 3. Охарактеризуйте известные методы корпоративного управления.
- 4. Опишите влияние внутренней среды организации на принимаемые в организации стратегические решения.
- 5. Раскройте взаимосвязь организационной культуры и реализации стратегии организации.
- IV. Пример задания на применение полученных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач
- В чем вы видите основную причину эффективной деятельности корпорации?
- Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятельности?