Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Одна из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала на корпоративном уровне - концепция “Анализ человеческих ресурсов” - АЧР (Human Resourсes Accounting), предложенная Эриком Флэмхольцем еще в начале 60-х годов.
Возникновение АЧР связано с появлением интереса к персоналу как к важному ресурсу организации, в использовании которого скрыты значительные резервы. Любой ресурс характеризуется экономической эффективностью его использования. Поэтому необходимо было разработать инструменты, позволяющие менеджерам эффективнее использовать свой персонал, оценить эту эффективность и привести ее к общей для других видов ресурсов денежной оценке. Существовавшая тогда и существующая сейчас система учета не позволяет рассматривать персонал как объект для инвестиций. Так, приобретение обычного компьютера за пару тысяч долларов будет рассматриваться как увеличение активов компании, а затраты в несколько десятков тысяч долларов на поиск высококлассного специалиста - как единовременные расходы, снижающие прибыль в отчетном периоде.
В своих первых работах Э. Флэмхольц указал три основные задачи АЧР:
предоставить информацию, необходимую для принятия решений в области управления персоналом как для менеджеров по персоналу, так и для высшего руководства;
обеспечить менеджеров методами численного измерения стоимости человеческих ресурсов, необходимых для принятия конкретных решений;
мотивировать руководителей думать о людях не как о затратах, которые следует минимизировать, а скорее, как об активах, которые следует оптимизировать.
Итак, можно сказать, что АЧР - это процесс выявления, измерения и предоставления информации о человеческих ресурсах лицам, принимающим решения в организации. Если рассматривать деятельность по управлению персоналом как набор некоторых функций, то возможности АЧР в рамках отдельных функций можно представить следующим образом.
-
Содержание
- Понятие и сущность менеджмента (сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление», основные функции менеджмента и их взаимосвязь).
- Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления.
- Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).
- Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).
- Системный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Ситуационный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Процессный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.
- Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
- Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
- Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу
- Понятие мотивации. Основные положения теории справедливости Дж. Стейси Адамса и ее практическая значимость.
- Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
- Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации.
- Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «х и y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.
- Типы субъектов предпринимательского бизнеса.
- Конкуренция и ее виды. Конкурентоспособность организации, факторы ее определяющие
- Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса
- Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.
- Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.
- Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция
- Государственный и частно - государственный бизнес
- Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты
- Законы спроса и предложения
- Структура национальной экономики. Теневая экономика
- Государственный бюджет: его дефицит и профицит
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальное богатство.
- Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.
- Основные маркетинговые стратегии
- Организация деятельности маркетинговой службы
- Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др.)
- Типы организаций, их характеристика
- Жизненные циклы организации
- Организационная культура
- Понятие миссии и целей организации
- Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.
- Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе, предложенные Майклом Портером
- Классификация корпоративных стратегий и их место в системе стратегического управления
- Преимущества и недостатки способов вхождения в новый бизнес
- Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля.
- Взаимосвязь hr-менеджмента с другими направлениями управления в организации.
- Основные национальные школы hr-менеджмента (сша, Япония, Западная Европа).
- Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.
- Инвестирование в человеческий капитал организации.
- Рынок труда: понятие, макроэкономические функции, сегментация, инфраструктура.
- Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.
- Имидж организации работодателя на рынке труда: критерии, условия обеспечения.
- Сущность, цели, основные принципы и функции public relations. Pr в системе менеджмента.
- Организация pr-деятельности в организации. Основные этапы pr-деятельности.
- Основные методы и средства pr. Отношения со средствами массовой информации.
- Вопросы по специализации
- Корпорация: определение, особенности формирования и развития в России.
- Виды корпораций. Особенности корпораций в сравнении с другими формами организации предпринимательской деятельности.
- Основные направления государственного регулирования корпоративной деятельности.
- Место и роль банков в финансово-промышленных группах.
- 5. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
- 6. Предпринимательские и некоммерческие корпорации.
- 7. Принципы управления корпорацией: централизация, децентрализация, координация, использование человеческого потенциала, эффективного использования сопутствующих видов деятельности.
- 8. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, инвесторы.
- 9. Функции корпоративного управления.
- 10. Система органов управления корпорации, их состав, принцип деятельности, компетенция и взаимосвязь.
- 11. Принятие управленческих решений в корпорации: создание системы оперативного управления, анализ альтернатив управленческого решения.
- Слияния и поглощения. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний: горизонтальные, вертикальные, конгломератные.
- Реорганизация бизнеса: цели и формы: слияния, присоединения, разделения, выделения преобразования.
- 14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.
- 17. Оценка собственного потенциала компании как этап реструктуризации компании: мероприятия, методы.
- 21. Участники bpr-проекта.
- 24. Abc методология: возникновение и использование при реализации bpr-проекта.
- 27. Конкурентное преимущество как цель стратегического маркетинга. Анализ конкурентноспособности товара и фирмы. Потребительское качество.
- II. Примеры теоретических вопросов на понимание терминологии, основных понятий и принципов предметной области специальности
- 1. В чем отличие стратегии от миссии? Могут ли они совпадать?
- 2. В чем разница стратегического и оперативного управления?
- Прокомментируйте утверждение: «Основной принцип pr деятельности – это осуществление коммуникаций до получения результата». Аргументируйте ответ.
- 4. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.
- 5. Чем отличается слияние компании от присоединения одной компании к другой?
- В чем проявляется влияние государства на систему корпоративных норм и корпоративных ценностей?
- III. Пример задания на понимание понятий и принципов их взаимосвязей в предметной области специальности
- 1. Раскройте противоречие интересов топ-менеджмента, акционеров и инвесторов корпорации.
- 2. Опишите риски внешней и внутренней среды, являющиеся специфическими именно для корпорации.
- 3. Охарактеризуйте известные методы корпоративного управления.
- 4. Опишите влияние внутренней среды организации на принимаемые в организации стратегические решения.
- 5. Раскройте взаимосвязь организационной культуры и реализации стратегии организации.
- IV. Пример задания на применение полученных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач
- В чем вы видите основную причину эффективной деятельности корпорации?
- Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятельности?