logo search
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг

При разработке Государственной программы приватизации предприятия бытового обслуживания рассматривались как идеальные объекты первоочередной при­ватизации. Приватизация и коммерциализация бытового обслуживания должны были привести к бурному его развитию, однако результат получился противоположный. Не были учтены социальная значимость бытового обслуживания и его незащищенность в условиях нестабильной эко­номики. Методы проведения приватизации отрицательно сказались на специализации предприятий и себестоимости продукции, становясь одной из причин разрушения уже устоявшихся хозяйст­венных связей и распыления инвестиций. В службе быта перестала существовать единая техническая политика, нарушилось взаимодействие предприятий. Разрушена и крайне медленно восстанавливается инфраструктура отрасли на федеральном, региональном и местных уровнях, в том числе система подготовки и переподготовки кадров, транспортного обслуживания, научно-технического обеспечения и материально-технического снабжения, служба контроля качества. Особенно это отразилось на сфере услуг в сельских районах, где предприятия остались без какой-либо инфраструктурной поддержки в условиях резкого снижения спроса на услуги. Этим во многом объясняется тот факт, что сельский сервис понес наибольшие потери и находится на грани исчезновения.

После завершения в России периода чековой приватизации в сфере бытовых услуг сформировалось четыре основных группы хозяйствующих субъектов, различающихся своим статусом и организационно-правовой формой. Первую группу представляют физические лица, занимающиеся ремонтом обуви, часов, разнобытовыми услугами. В основном это лица, зарегистрированные в качестве частных предпринимателей и имеющие патент. Однако в это группе достаточно высок удельный вес незарегистрированных мастеров, которые используют для работы собственное оборудование, помещение и какой-то период не платят налоги государству. Вторую группу субъектов представляют малые предприятия (численностью до 30 человек), сохранившие традиционные формы организации работ и ориентирующиеся на заказчика со средним доходом. Это основная группа предприятий, которые оказывают примерно 60% всего объема услуг. Почти все из предприятий этой группы являются хозяйственными обществами различного типа, вновь созданными или образовавшимися в результате приватизации. Третью группу представляют крупные (численностью более 30 человек) государственные и негосударственные объединения, функционирующие чаще всего в форме акционерных обществ открытого и закрытого типа. И четвертая группа – так называемые "непрофильные" предприятия различных организационно-правовых форм, которые, кроме своей основной деятельности, участвуют в оказании услуг населению. Нужно отметить, что в общем числе хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги, доля государственных и муниципальных предприятий крайне незначительна. В то же время существуют такие бытовые услуги, которые в силу своей специфики являются убыточными, но социально значимыми и нуждаются в государственной поддержке. В качестве примера можно назвать услуги по химической читке и крашению одежды.

Высококлассные предприятия создаются пред­принимателями, как правило, в форме совместных предприятий с участием иностранного инвестора. Например, открыто достаточно много мастерских по ремонту автомобилей определенных зару­бежных марок с участием завода-изготовителя, фотоателье, парикмахерских совместно с производителями парфюмерии и косметики, но пользуется ими весьма ограниченный контин­гент лиц со значительными доходами.

Население со средними и низкими доходами в настоящее вре­мя практически по всем видам услуг переходит на самообслужива­ние. Связано это с уменьшением предложения услуг, увеличением их стоимости, ухудшением качества. Особенно значительно сок­ратился объем услуг химической чистки и прачечных.

Очевидно, что эти тенденции сохранятся в перспективе. Будет существовать небольшое количество высококлассных пред­приятий, а убыточные предприятия – закрываться и перепрофилироваться на другие виды деятельности.

Причины, затрудняющие развитие рынка бытовых услуг:

  1. Снижение реальных доходов населения и падение платежеспособного спроса.

  2. Медленное вхождение в рынок и любая адаптация предприятий отрасли к рыночным отношениям.

  3. Недооценка российскими предприятиями потенциальных возможностей для бизнеса в сфере услуг населению.

  4. Неуверенное освоение российского рынка иностранными инвесторами.

  5. Высокая себестоимость услуг, продиктованная объективными условиями.

  6. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам.

  7. Отсутствие инфраструктуры услуг.

Указанные причины во многом объясняют сложившиеся в отрасли противоречия, когда с одной стороны как российские, так и иностранные предприниматели очень осторожно входят в рынок бытовых услуг, с другой стороны, именно эта отрасль является самой подходящей для малого предпринимательства.

В рамках реализации программы по восстановлению отрасли, необходимо решить следующие вопросы:

  1. Развитие частного предпринимательства в сфере бытовых услуг.

  2. Поддержка малых предпринимателей различных организационно правовых форм, формирование и поддержка реального, ответственного и эффективного предпринимателя.

  3. Формирование и поддержка реального, ответственного и эффективного предпринимателя-собственника сервисной организации, энергичного, грамотного и предприимчивого.

  4. Развитие конкуренции на рынке сферы услуг.

  5. Поддержка социально значимых видов услуг. Льготное налогообложение, создание системы по организации обслуживания малообеспеченных граждан на безвозмездной основе, на льготных условиях или с частичной оплатой за услуги. В качестве источников финансирования этих мероприятий возможно использование городского бюджета, вне бюджетных фондов, средств комитета социальной защиты.

  6. Обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству предоставляемых услуг. В этих целях необходимо осуществить работы по лицензированию и сертификации услуг, обеспечить контроль за соблюдением предприятиями условий лицензирования и сертификации.

  7. Обеспечение кадрами предприятий сферы услуг.

  8. Создание центров ремесел для объединения и поддержки индивидуальных мастеров.

  9. Решение экологических проблем, для услуг по химической чистке, фото услуг, стирке белья, парикмахерских.

  10. Восстановление инфраструктуры рынка бытовых услуг.

Основная задача – проведение общегосударственной политики стимулирования деятельности региональных властей по обеспечению населения гарантированным минимумом социальных благ. В первую очередь на помощь должны рассчитывать предприятия, оказывающие населению необходимые услуги на льготных для заказчика условиях и бесплатно в рамках муниципального заказа. В решении всех указанных вопросов и задач должны принимать участие органы власти.

Необходимо заново соз­давать сферу предприятий бытового обслуживания, предназначен­ных для широкого круга пользователей. Она должна быть террито­риально и материально доступной для населения и комплексной, т. е. предоставлять минимально необходимый набор видов услуг. Стихийно формирующиеся рыночные отношения не могут создать такую сферу бытового обслуживания, поэтому необходимо управ­ление этим процессом на всех уровнях –государственном, региональном и на уровне предприятий, оказывающих услуги. Глав­ную роль должны играть местные органы власти. Основная же за­дача федеральных органов – проведение общегосударственной по­литики стимулирования деятельности региональных властей по обеспечению населения гарантированным минимумом социальных благ. В развитых западных странах в этом отношении накоплен большой опыт.

Требуется пересмотреть общую концепцию развития бытового обслуживания в период формирования рынка. Пока не действуют рыночные рычаги, обеспечивающие поступательное развитие пред­принимательства, не разработана государственная политика под­держки рыночных отношений в сбалансированном состоянии, необ­ходима протекционная политика со стороны государства к ряду социально значимых отраслей. Значение бытового обслуживания населения для общества будет сохраняться на протяжении достаточно большого отрезка времени. В связи с этим важно учитывать значимость данной отрасли при формировании экономической политики государства, особенно по отношению к предприятиям малого бизнеса, которые чаще всего относятся к отраслям сферы услуг.