logo search
Otvety_GOSy_1

Виды корпораций. Особенности корпораций в сравнении с другими формами организации предпринимательской деятельности.

Наиболее распространенными видами корпоративных объединений в мировой практике являются:

Картель - одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.

Корнер — форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овла­дения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал исполь­зуется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпо­раций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.

Синдикат – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть. Объединившиеся корпорации теря­ют свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката — решение вопросов сбыта.

Трест - объединение предприятий, фирм, в рамках которого участники, вошедшие в его состав, теряют свою производственно-техническую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра.

Концерн - добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий. Имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперативных связях. Образуется вокруг крупной материнской компании или холдинга, контролирующего несколько юридически самостоятельных компаний.

Консорциум - временное объединение корпораций, банков и других самостоятельных хозяйствующих субъектов. Создается для решения конкретных задач, таких как, например, совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций; осуществление наукоемких или капиталоемких проектов, в т.ч. международных.

ФПГ - зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели.

Конгломератное объединение - группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (не конкурирующих друг с другом).

Конгломератное слияние - слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли (не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом).

Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития.

Союз — это объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения об­щих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.

Ассоциация - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

Франчайза ( франц. Франчиза - льгота, привилегия ) - объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетин­га с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.

Корпорации обладают конкурентными преимуществами, по сравнению с другими формами организации бизнеса. Эти преимущества, обеспечивающие им динамизм развития, доминирующую роль в экономике, состоят в следующем:

· легкость получения банковских кредитов и использования других форм привлечения капитала, в том числе за счет расширения числа акционеров компании (дополнительной эмиссии акций);

· относительная легкость получения правительственной поддержки, в реализации стратегии развития (особенно в случае развития международных проектов), в том числе в связи с участием корпораций в реализации государственных и региональных инвестиционных программ;

· меньшая зависимость от стихийных рыночных факторов, большая стабильность при изменениях параметров среды существования и на этой основе возможность планомерного развития производства, финансов, коммерческой и инвестиционной деятельности на межотраслевом, межрегиональном и даже международном уровне;

· возможность активного, многоаспектного и гибкого позиционирования на рынках товаров, услуг и капитала на основе диверсификации товаров и услуг, широкомасштабного производства, результативного и эффективного менеджмента, использования современных управленческих и информационных технологий;

· минимизация издержек, обусловленная <экономией масштаба> деятельности, а также прямые и косвенные эффекты синергии, связанные с кооперацией в рамках корпоративных объединений;

· широкомасштабное финансирование НИОКР, возможности разработки и организации массового выпуска новых видов продукции.

Разумеется, наряду с преимуществами, корпоративная форма организации бизнеса имеет также ряд недостатков или слабых мест.

Успешное управление корпорацией должно осуществляется с помощью такой организационной модели, которая в принципе может учесть и защитить интересы всех ее (часто многочисленных) инвесторов. В этом состоит специфическая задача корпоративного управления, свойственная только корпорациям и не возникающая в случае других форм собственности, вместе с тем порождающая также рассматриваемые ниже специфические проблемы. Защиту интересов акционеров в этом случае можно обеспечить через целый комплекс мер, например, формирование такого состава совета директоров, который отражал бы в равной (или пропорциональной) мере интересы акционеров компании, разработку системы мотивации труда персонала и компенсаций за труд менеджеров высшего звена (топ-менеджеров), меры, предусматривающие изменение статуса компании (слияния, поглощения, выход из бизнеса, в том числе и через банкротство) и многое другое.

Особенности управления корпорациями в сравнении с другими фирмами. Тип применяемой модели зависит от структуры корпорации, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией.