4.10.3 Государственный бюджет Республики Беларусь
В Законе РБ "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.
Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. В стране был принят Закон о "О бюджетной классификации Республики Беларусь", который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", который заложил принципы функционирования бюджетной системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.
В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации бюджетного процесса, основными целями реформы бюджетной системы являются:
- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;
- прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
- снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами;
- реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.
Итоги исполнения бюджета. Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что в 2008 г. динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.
Таблица 4.1 Доходы бюджета Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг., (тыс. руб.)
| 2006 | 2007 | 2008 |
Налоговые доходы | 16328164650 | 19 572 519 020 | 24661049032 |
Взносы на государственное социальное страхование | 8135917000 | 9 915 768 430 | 11902309702 |
Неналоговые доходы | 1044080434 | 1 122 795 829 | 1588815117 |
ВСЕГО | 25508162084 | 30 611 083 279 | 38152173851 |
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета.
Таблица 4.2 Расходы бюджета Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг. (тыс. руб.)
Статьи расходов | 2006 | 2007 | 2008 |
Общегосударственные расходы | 6 061 017 583 | 7 389 259 417 | 8877916304 |
Национальная оборона | 908427245 | 1 130 646 989 | 1240431439 |
Правоохранительная и обеспечение безопасности | 1484282505 | 1 729 195 084 | 1949039998 |
Национальная экономика | 5743056228 | 7 118 508 442 | 11026431719 |
Охрана окружающей среды | 425 938 477 | 480 736 250 | 550096439 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 6 946 805 | 8 967 697 | 24087540 |
Здравоохранение | 732 843 746 | 919 458 930 | 1026004053 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 367 931 206 | 407 015 564 | 488238952 |
Образование | 1 004 273 451 | 1 157 326 639 | 1278200531 |
Социальная политика | 9 903 444 838 | 11 669 968 267 | 13881726876 |
всего | 26 638 162 084 | 32 011 083 279 | 40342173851 |
Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%.
Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за 2008 год возрос в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Таблица 4.3 Внешний долг Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг. (млн. долл. США)
| 2006 | 2007 | 2008 |
| |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь. | 546,7 | 563,4 | 3 588,80 |
| |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь | 219,7 | 291,1 | 130,1 |
| |
Всего: | 766,4 | 854,5 | 3 718,90 |
|
Парламент принял финансовый план страны на 2009 год. Параметры доходной части республиканского бюджета-2009 разработаны на основе Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы, ожидаемого исполнения бюджета в текущем году, реализации задач в денежно-кредитной сфере и налогообложении. Расходы, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики оптимизации уровня его дефицита.
Основные показатели бюджета на предстоящий год следующие: по доходам - 54,9 трлн. руб. (35,4% ВВП), расходам - 57,7 трлн. руб. (37,2% ВВП). Предельный уровень дефицита установлен в размере -2,8 трлн. руб. (-1,8% ВВП). Темпы роста доходов (117,3%) и расходов (125,7%) в 2009 году по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2008 году заметно превышают прогнозируемый уровень инфляции на 2009 год (110%).
Наиболее значительные темпы роста доходов (в разрезе групп бюджетной классификации) по сравнению с 2008 годом характерны для взносов на государственное социальное страхование -126,9%. Рост налоговых доходов составит 114,3%, в т.ч. налогов на доходы и прибыль - 118,6%, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности-118,3% и налогов на товары (работы, услуги) - 110,7%, из них налога на добавленную стоимость - 121,9%, акцизов - 116,7%. Увеличение неналоговых доходов по отношению к предшествующему году запланировано на уровне 106%.
Следует отметить, что структура доходной части по сравнению с предыдущими годами не претерпела существенных изменений. Основную долю в ней занимают налоговые доходы (63,4%), в т.ч. налоги на товары (работы, услуги) - 29,5%, из них НДС и акцизы соответственно - 17,9% и 7,5%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - 22,4% .налоги на доходы и прибыль -7,3%, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи - 4,2%.
Значительное влияние на динамику расходов бюджета в 2009 году, равно как и в 2007-2008 гг., оказал рост цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы. С учетом этого фактора предусмотрены расходы:
- на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья в размере 6,9 трлн. руб.;
на жилищно-коммунальное хозяйство (с учетом оказываемых населению услуг) в сумме 3,4 трлн. руб.;
- на оплату коммунальных услуг бюджетными организациями в размере 2,5 трлн. руб.
На поддержку отраслей национальной экономики страны из средств бюджета запланировано выделить 17,3 трлн. руб., что выше уровня 2008 года на 21,8% и 2007 года - на 88%. Удельный вес расходов возрастает с 25,5% в 2007 году до 31% и 30,1% соответственно в 2008 и 2009 годах. На развитие сельского хозяйства, рыбохозяйственной отрасли предусматривается направить 3,5 трлн. руб., что составляет 6,1% к общему объему средств бюджета; на дорожное хозяйство - 2,3 трлн. руб. (4%), промышленность, строительство и архитектуру - 1,5 трлн. руб. (2,6%). Лесное хозяйство и связь запланировано дотировать всего по 0,4% от расходов бюджета, транспорт - 0,2%. Незначительное выделение средств на финансирование многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация только на бюджет недопустима, он должен поддерживать лишь важные объекты производственного назначения, связанные с экспортом продукции, внедрением новых высоких технологий.
В современных условиях устойчивость национальной экономики невозможно представить без динамичного развития социальной сферы.
Наблюдаемый в настоящее время один из самых затяжных и тяжелых в мировой истории финансовый кризис всерьез угрожает стабильности экономик ряда государств и такой ее важной составляющей, как социальная безопасность. С учетом этого, а также исходя из того, что бюджет в большинстве стран обычно выступает главным источником поддержки развития социальной сферы, в настоящее время резко возросла актуальность сохранения социальной направленности государственных расходов.
Расходы республиканского бюджета предназначены для реализации законодательно закрепленных за ними задач, важнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Кроме того, с включением с 2004 года в состав республиканского бюджета средств государственного внебюджетного ФСЗН он еще приобретает и ярко выраженную социальную направленность.
Анализ динамики и структуры расходной части республиканского бюджета указывает на изменения, которые произошли за последние годы. Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2009 году по отношению к 2007 году составляют 160,7%, в 2008 году – 125,6%. Удельный вес в ВВП за 3 последних года практически не претерпел изменений: 37,4% в 2007 году, 37,1% и 37,2% соответственно в 2008 и 2009 годах.
Наиболее высокие темпы роста расходов в 2009 году по отношению к 2008 году в разрезе разделов бюджетной функциональной классификации расходов запланированы на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства – 237,4%, здравоохранения – 150,3%, образования – 138,0%, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности – 133,5%, физической культуры, спорта, культуры и СМИ – 131,7%, общегосударственной деятельности – 126,2%, социальной политики – 125,7%. Самые низкие темпы роста расходов (ниже, чем по расходам бюджета в целом) предусматриваются на национальную экономику -121,9%, в т.ч. промышленность, строительство и архитектуру – 200,5%, дорожное хозяйство – 126,9%, сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность – 119,8%, топливо и энергетику – 115,4%.
Значительное влияние на динамику расходов бюджета в 2009 году оказал рост цен на импортируемые в страну топливно-энергетические ресурсы.
В 2009 году расходы бюджета носят социально ориентированную направленность. Так, в социальную сферу страны из средств республиканского бюджета запланировано направить 23,4 трлн. руб., или 40,5% всех его расходов (без учета различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.), что на 0,7 процентного пункта выше уровня 2008 года. Наибольший удельный вес в расходах на социальную сферу занимают расходы на социальную политику – 83,1%, или 33,7% от всех расходов республиканского бюджета, в т.ч. расходы ФСЗН соответственно 72,1% и 29,2%. На долю расходов на образование приходится 3,1 %, здравоохранение – 2,7%, физическую культуру, спорт и СМИ – 1,1% от расходов республиканского бюджета. В целом объем бюджетных расходов на социальную сферу на 2009 год определен с учетом необходимости поэтапного достижения важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.
Одной из важных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, явится запланированное в 2009 году изменение порядка и условий применения подоходного налога. Вместо действующей прогрессивной годовой шкалы ставок подоходного налога будет линейная (единая) ставка. По новой схеме налог будет уплачиваться по ставке 12 % в отношении доходов граждан, полученных как по месту основной работы, так и в других организациях. В целях недопущения роста налоговой нагрузки на граждан, доходы которых в настоящее время облагаются по минимальным ставкам, будет увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35 до 250 тыс. рублей. Данная сумма, соответствующая прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год, не будет облагаться налогом. При этом воспользоваться вычетом смогут только те граждане, у которых среднемесячный доход не превышает 1,5 млн. рублей (то есть та категория граждан, чья заработная плата будет находиться на уровне средней по стране и ниже). Применение единой ставки 12 % и налоговых вычетов на указанных условиях не приведет к росту налоговой нагрузки и позволит увеличить размер средств, остающихся в распоряжении населения.
Укрепление здоровья людей является одним из важнейших направлений социальной политики белорусского государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем слоям населения. Благодаря поддержанию и развитию лучших традиций в области охраны здоровья наша страна по таким показателям, как младенческая и материнская смертность, темпы снижения продолжительности жизни, уровень инфекционной заболеваемости, выгодно отличается от всех республик бывшего СССР. В области финансирования здравоохранения расходы консолидированного бюджета на 2009 год определены в сумме 6,5 трлн. рублей, или с ростом к уточненному плану 2008 года на 34,7 %. На 2009 год минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя запланирован в размере 677,5 тыс. рублей и увеличен по сравнению с 2008 годом на 35 %.
Одной из приоритетных задач государственной политики остается социальная защита молодежи - поддержка учащихся, содействие занятости несовершеннолетних, трудоустройство молодых специалистов, решение их жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье. В этих целях из средств республиканского бюджета финансируются мероприятия республиканской программы «Молодежь Беларуси». Поддержка молодежи неразрывно связана с финансированием высшего образования. Расходы республиканского бюджета на развитие и содержание высших учебных заведений ежегодно увеличиваются. Так, на 2009 год они запланированы в сумме 1156,6 млрд. рублей, что выше расходов 2008 года на 33,9млрд. рублей.
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- 1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
- 1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика
- 1.1.2 История формирования макроэкономики
- 1.2 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели.
- 1.2.1 Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование.
- 1.2.2 Макроэкономические модели
- 1.2.3 Потоки и запасы в модели
- 1.2.4 Критерии истинности макроэкономических моделей
- 1.3 Основные макроэкономические тождества.
- 1.3.1 Ввп и другие показатели дохода и продукта
- 1.3.2. Основные макроэкономические тождества
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Товарный рынок в классической модели
- 2.2 Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Количественная теория денег. Эффект Фишера.
- 2.4 Классическая модель равновесия
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов.
- 3.1 Методологические основы кейнсианской теории
- 3.2 Функция потребления в кейнсианской теории
- 3.2.1 Вклад Кейнса в теорию потребления
- 3.2.2 Альтернативные теории потребления
- 3.3 Инвестиции. Функция спроса на инвестиции
- 3.3.2 Кейнсианская модель инвестиций
- 3.3.3 Современные теории инвестиций.
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы – расходы»
- 3.4.1 Проблема эффективного спроса. Мультипликатор
- 3.4.2 Формальная запись равновесия
- 3.5. Равновесие и валовой внутренний продукт в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрывы.
- 3.6. Развитие кейнсианской модели равновесия в национальной экономике
- 3.7. Взаимодействие модели ad – as и кейнсианской модели совокупных доходов и расходов
- Тема 4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 4.1. Государственное регулирование экономики: сущность, направления, этапы и формы проявления
- 4.1.1 Дискуссия о роли государства в рыночной экономике
- 4.1.2 Необходимость и возможность государственного регулирования
- 4.1.3 Теоретический анализ эффективности государственной экономической политики
- 4.2 Сущность и цели фискальной политики
- 4.3 Налоги в системе бюджетно-налоговой политики
- 4.4. Государственный бюджет в фискальной политике
- 4.4.1. Сущность, функции государственного бюджета
- 4.4.2. Доходы и расходы государственного бюджета
- 4.5. Дефицит бюджета и его финансирование
- 4.5.1. Понятие дефицита бюджета и его виды
- 4.5.2. Финансирование дефицита
- 4.6. Государственный долг
- 4.7. Политика автоматических стабилизаторов
- 4.8. Дискреционная фискальная политика
- 4.9. Эффективность фискальной политики государства.
- 4.10. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
- 4.10.1. Особенности фискальной политики Республики Беларусь
- 4.10.2. Налоговая система Республики Беларусь
- 4.10.3 Государственный бюджет Республики Беларусь
- 4.10.4 Сущность и содержание местных бюджетов
- Тема 5 Денежно-кредитная политика
- 5.1. Понятие денежно-кредитной системы
- 5.2. Создание денег коммерческими банками
- 5.2.1. Банковская система страны. Роль и место коммерческих банков
- 5.2.2 Процесс создания денег коммерческими банками
- 5.3 Равновесие на рынке денег и политика Национального банка
- 5.3.1 Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 5.3.2 Роль Национального банка в регулировании предложения денег
- 5.3.3 Равновесие на рынке денег
- 5.3.4 Равновесие на рынке денег и промежуточные цели кредитно-денежной политики Национального банка
- 5.4 Инструменты кредитно-денежной политики
- 5.5. Цели и формы кредитно-денежной политики
- 5.5.1 Политика дорогих и дешевых денег
- 5.5.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики
- 5.6. Эффективность кредитно-денежной политики
- Тема 6 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is – lm
- 6.1 Равновесие на рынке товаров и услуг
- Свойства кривой is
- 6.2 Рынок денег и график lm
- 6.3 Равновесие в модели is-lm
- 6.3.1 Механизм формирования равновесия
- 6.3.2 Математическая модель равновесия
- 6.3.3 Последствия сдвига кривой is
- 6.3.4 Последствия сдвига кривой lm
- 6.3.5 Обоюдные сдвиги кривых is и lm.
- 6.4 Влияние фискальной и кредитно-денежной политики на равновесие в модели is-lm
- 6.4.1 Взаимодействие рынка товаров и денег при изменении фискальной политики
- 6.4.2 Последствия изменения кредитно-денежной политики
- 6.5 Модель is – lm как теория совокупного спроса: построение кривой функции совокупного спроса.
- 6.5.1 Вывод кривой совокупного спроса
- 6.5.2 Стимулирующая политика государства при изменении уровня цен
- 6.5.3 Вклад модели is–lm
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Монетаризм. Денежное правило.
- 7.2 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 7.2.1 Общие подходы к построению кривой совокупного предложения
- 7.2.2 Построение классической кривой совокупного предложения
- 7.2.3 Совокупное предложение в рамках теории рациональных ожиданий
- 7.2.4 Совокупное предложение в рамках кейнсианства
- 7.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная кривая Филлипса.
- 7.3.1 Общий подход к кривой Филлипса
- 7.3.2. Кривая Филлипса и совокупное предложение
- 7.3.3 Кривая Филлипса и инфляция
- 7.3.4 Объяснения кривой Филлипса краткосрочного периода
- 7.4 Долгосрочная кривая Филлипса. Теории адаптивных и рациональных ожиданий.
- 7.4.1 Кривая Филлипса долгосрочного периода и вклад монетаризма
- 7.4.2 Адаптивные и рациональные ожидания и кривая Филлипса
- 7.5 Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.
- 7.6 Шоки предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика
- 7.6.1 Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение. Стагфляция
- 7.6.2 Стабилизационная политика
- 7.6.2.1 Общие подходы. Классификация макроэкономической политики государства
- 7.6.2.2 Проблемы проведения активной политики стабилизации
- А) Политика активного вмешательства: проблема лагов
- 7.6.2.3 Преимущества политики твердого курса
- 7.7 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- 7.7.1 Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
- 7.7.2. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.
- Тема 8 Экономический рост
- 8.1 Экономический цикл, виды цикла. Теории цикла
- 8.1.1 Понятие и виды циклов
- 8.1.2 Теории экономического цикла
- 8.2 Понятие экономического роста. Проблемы устойчивости экономического роста.
- 8.2.1 Понятие и значение экономического роста
- 8.2.2 Факторы и типы экономического роста
- 8.2.3 Нтп и экономический рост
- 8.3 Неоклассические модели экономического роста
- 8.3.1 Общие подходы к проблеме моделирования в неоклассике
- 8.3.2 Производственная функция и ее использование в моделировании
- 8.3.3 Модель Солоу
- 8.4 Кейнсианские модели экономического роста
- 8.4.1 Общие подходы кейнсианства к моделированию
- 8.4.2 Модель Домара–Харрода
- 8.4.3 Модель Калдора–Мирлиса
- 8.5. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 9 Социальная политика государства
- 9.1 Доходы населения и проблемы их распределения. Номинальные и реальные доходы.
- 9.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность.
- 9.3 Уровень и качество жизни.
- 9.4 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.
- 9.5 Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни
- 9.6 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения.
- 9.6.1 Государственная политика перераспределения доходов.
- 9.6.2 Социальная защита
- 9.6.3 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс.
- 10.1.1 Основные взаимосвязи в открытой экономике.
- 10.1.2 Платежный баланс.
- 10.2 Понятие внутреннего и внешнего равновесия. Модель «доходы-расходы» и ее применение.
- 10.2.1 Понятие внутреннего и внешнего равновесия.
- 10.2.2 Модель «доходы-расходы» в открытой экономике
- 10.2.3 Воздействие на платежный баланс в модели «доходы—расходы»
- 10.3 Модель Манделла – Флеминга. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 10.3.1 Диаграмма Свона
- 10.3.2 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- 10.3.2.А Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
- 10.3.2.Б Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе
- 10.3.2.В Эффективность политики государства в стране с высокой мобильностью капитала при фиксированном валютном курсе