logo search
lekcii_po_makroekonomike

4.10.3 Государственный бюджет Республики Беларусь

В Законе РБ "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. В стране был принят Закон о "О бюджетной классификации Республики Беларусь", который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", который заложил принципы функционирования бюджетной системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации бюджетного процесса, основными целями реформы бюджетной системы являются:

- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;

- прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

- создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

- снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами;

- реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

Итоги исполнения бюджета. Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что в 2008 г. динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.

Таблица 4.1 Доходы бюджета Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг., (тыс. руб.)

 

2006

2007

2008

Налоговые доходы

16328164650

19 572 519 020

24661049032

Взносы на государственное социальное страхование

8135917000

9 915 768 430

11902309702

Неналоговые доходы

1044080434

1 122 795 829

1588815117

ВСЕГО

25508162084

30 611 083 279

38152173851

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета.

Таблица 4.2 Расходы бюджета Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг. (тыс. руб.)

Статьи расходов

2006

2007

2008

Общегосударственные расходы

6 061 017 583

7 389 259 417

8877916304

Национальная оборона

908427245

1 130 646 989

1240431439

Правоохранительная и обеспечение безопасности

1484282505

1 729 195 084

1949039998

Национальная экономика

5743056228

7 118 508 442

11026431719

Охрана окружающей среды

425 938 477

480 736 250

550096439

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

6 946 805

8 967 697

24087540

Здравоохранение

732 843 746

919 458 930

1026004053

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

367 931 206

407 015 564

488238952

Образование

1 004 273 451

1 157 326 639

1278200531

Социальная политика

9 903 444 838

11 669 968 267

13881726876

всего

26 638 162 084

32 011 083 279

40342173851

Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%.

Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за 2008 год возрос в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Таблица 4.3 Внешний долг Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг. (млн. долл. США)

 

2006

2007

2008

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь.

546,7

563,4

3 588,80

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь

219,7

291,1

130,1

Всего:

766,4

854,5

3 718,90

Парламент принял финансовый план страны на 2009 год. Параметры доходной части республиканско­го бюджета-2009 разработаны на основе Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы, ожидаемого исполнения бюджета в текущем году, реализации задач в денежно-кредитной сфере и налогообложении. Расходы, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей дохо­дов бюджета и политики оптимизации уровня его дефицита.

Основные показатели бюджета на предстоящий год следующие: по доходам - 54,9 трлн. руб. (35,4% ВВП), расходам - 57,7 трлн. руб. (37,2% ВВП). Предельный уровень дефицита установлен в размере -2,8 трлн. руб. (-1,8% ВВП). Темпы роста доходов (117,3%) и расходов (125,7%) в 2009 году по отношению к ожидаемому ис­полнению бюджета в 2008 году заметно превышают про­гнозируемый уровень инфляции на 2009 год (110%).

Наиболее значительные темпы роста доходов (в раз­резе групп бюджетной классификации) по сравнению с 2008 годом характерны для взносов на государственное социальное страхование -126,9%. Рост налоговых до­ходов составит 114,3%, в т.ч. налогов на доходы и при­быль - 118,6%, налоговых доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности-118,3% и налогов на товары (ра­боты, услуги) - 110,7%, из них налога на добавленную стоимость - 121,9%, акцизов - 116,7%. Увеличение не­налоговых доходов по отношению к предшествующему году запланировано на уровне 106%.

Следует отметить, что структура доходной части по сравнению с предыдущими годами не претерпела суще­ственных изменений. Основную долю в ней занимают налоговые доходы (63,4%), в т.ч. налоги на товары (ра­боты, услуги) - 29,5%, из них НДС и акцизы соответ­ственно - 17,9% и 7,5%, налоговые доходы от внешне­экономической деятельности - 22,4% .налоги на до­ходы и прибыль -7,3%, другие налоги, сборы (пошли­ны) и иные обязательные платежи - 4,2%.

Значительное влияние на динамику расходов бюдже­та в 2009 году, равно как и в 2007-2008 гг., оказал рост цен на импортируемые топливно-энергетические ресур­сы. С учетом этого фактора предусмотрены расходы:

- на предоставление субсидий нефтеперерабатываю­щим предприятиям для возмещения стоимости импорти­руемого углеводородного сырья в размере 6,9 трлн. руб.;

на жилищно-коммунальное хозяйство (с учетом оказываемых населению услуг) в сумме 3,4 трлн. руб.;

-  на оплату коммунальных услуг бюджетными орга­низациями в размере 2,5 трлн. руб.

На поддержку отраслей национальной экономики страны из средств бюджета запланировано выделить 17,3 трлн. руб., что выше уровня 2008 года на 21,8% и 2007 года - на 88%. Удельный вес расходов возрастает с 25,5% в 2007 году до 31% и 30,1% соответственно в 2008 и 2009 годах. На развитие сельского хозяйства, рыбохозяйственной отрасли предусматривается направить 3,5 трлн. руб., что составляет 6,1% к общему объему средств бюджета; на дорожное хозяйство - 2,3 трлн. руб. (4%), промышленность, строительство и архитектуру - 1,5 трлн. руб. (2,6%). Лесное хозяйство и связь запланиро­вано дотировать всего по 0,4% от расходов бюджета, транспорт - 0,2%. Незначительное выделение средств на финансирование многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной эконо­мике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация только на бюджет недопустима, он должен поддерживать лишь важные объекты произ­водственного назначения, связанные с экспортом про­дукции, внедрением новых высоких технологий.

В современных условиях устойчивость национальной экономики невозможно представить без динамичного развития социальной сферы.

Наблюдаемый в настоящее время один из самых затяжных и тяжелых в мировой истории финансовый кризис всерьез угрожает стабильности экономик ряда государств и такой ее важной составляющей, как социальная безопасность. С учетом этого, а также исходя из того, что бюджет в большинстве стран обычно выступает главным источником поддержки развития социальной сферы, в настоящее время резко возросла актуальность сохранения социальной направленности государственных расходов.

Расходы республиканского бюджета предназна­чены для реализации законодательно закреплен­ных за ними задач, важнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имею­щих общегосударственное значение. Кроме того, с включением с 2004 года в состав республиканского бюджета средств государственного внебюджетного ФСЗН он еще приобретает и ярко выраженную со­циальную направленность.

Анализ динамики и структуры расходной части республиканского бюджета указывает на измене­ния, которые произошли за последние годы. Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2009 году по отношению к 2007 году составляют 160,7%, в 2008 году – 125,6%. Удельный вес в ВВП за 3 последних года практически не претерпел из­менений: 37,4% в 2007 году, 37,1% и 37,2% соответ­ственно в 2008 и 2009 годах.

Наиболее высокие темпы роста расходов в 2009 году по отношению к 2008 году в разрезе разделов бюджет­ной функциональной классификации расходов запла­нированы на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства – 237,4%, здравоохра­нения – 150,3%, образования – 138,0%, судебной вла­сти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности – 133,5%, физической культуры, спорта, культуры и СМИ – 131,7%, общегосударственной дея­тельности – 126,2%, социальной политики – 125,7%. Самые низкие темпы роста расходов (ниже, чем по расходам бюджета в целом) предусматриваются на национальную экономику -121,9%, в т.ч. промышлен­ность, строительство и архитектуру – 200,5%, дорож­ное хозяйство – 126,9%, сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность – 119,8%, топливо и энергетику – 115,4%.

Значительное влияние на динамику расходов бюджета в 2009 году оказал рост цен на импортиру­емые в страну топливно-энергетические ресурсы.

В 2009 году расходы бюджета носят социально ориентированную направленность. Так, в социаль­ную сферу страны из средств республиканского бюджета запланировано направить 23,4 трлн. руб., или 40,5% всех его расходов (без учета различно­го рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.), что на 0,7 процентного пункта выше уровня 2008 года. Наибольший удельный вес в расходах на социальную сферу занимают расходы на социаль­ную политику – 83,1%, или 33,7% от всех расходов республиканского бюджета, в т.ч. расходы ФСЗН со­ответственно 72,1% и 29,2%. На долю расходов на образование приходится 3,1 %, здравоохранение – 2,7%, физическую культуру, спорт и СМИ – 1,1% от рас­ходов республиканского бюджета. В целом объем бюджетных расходов на социальную сферу на 2009 год определен с учетом необходимости поэтапного достижения важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.

Одной из важных мер, направ­ленных на повышение уровня жизни населения, явится запла­нированное в 2009 году изменение порядка и условий применения подоходного налога. Вместо действующей прогрес­сивной годовой шкалы ставок подоходного налога будет линей­ная (единая) ставка. По новой схеме налог будет уплачиваться по ставке 12 % в отношении доходов граждан, полученных как по месту основ­ной работы, так и в других орга­низациях. В целях недопущения роста налоговой нагрузки на граждан, доходы которых в настоящее время облагаются по минималь­ным ставкам, будет увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35 до 250 тыс. рублей. Данная сумма, соответ­ствующая прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год, не будет облагаться налогом. При этом воспользоваться выче­том смогут только те граждане, у которых среднемесячный доход не превышает 1,5 млн. рублей (то есть та категория граждан, чья заработная плата будет находить­ся на уровне средней по стране и ниже). Применение единой ставки 12 % и налоговых вычетов на ука­занных условиях не приведет к росту налоговой нагрузки и позво­лит увеличить размер средств, остающихся в распоряжении насе­ления.

Укрепление здоровья людей является одним из важнейших направлений социальной поли­тики белорусского государства. Система здравоохранения респу­блики сохранила гибкость и управ­ляемость, обеспечивая доступ­ность медицинской помощи всем слоям населения. Благодаря под­держанию и развитию лучших тра­диций в области охраны здоровья наша страна по таким показате­лям, как младенческая и материн­ская смертность, темпы снижения продолжительности жизни, уро­вень инфекционной заболеваемо­сти, выгодно отличается от всех республик бывшего СССР. В области финансирования здравоохранения расходы кон­солидированного бюджета на 2009 год определены в сумме 6,5 трлн. рублей, или с ростом к уточненному плану 2008 года на 34,7 %. На 2009 год минимальный норматив бюджетной обеспечен­ности расходов на здравоохране­ние в расчете на одного жителя запланирован в размере 677,5 тыс. рублей и увеличен по сравнению с 2008 годом на 35 %.

Одной из приоритетных задач государственной политики остает­ся социальная защита молодежи - поддержка учащихся, содействие занятости несовершеннолетних, трудоустройство молодых специ­алистов, решение их жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье. В этих целях из средств республиканского бюд­жета финансируются мероприя­тия республиканской программы «Молодежь Беларуси». Поддержка моло­дежи неразрывно связана с фи­нансированием высшего образо­вания. Расходы республиканского бюджета на развитие и содержа­ние высших учебных заведений ежегодно увеличиваются. Так, на 2009 год они запланированы в сумме 1156,6 млрд. рублей, что выше расходов 2008 года на 33,9млрд. рублей.