logo search
Экономика / Е

8.2.Барьеры и трансакционные издержки

В мировой практике создание административных барьеров является исключительной мерой регулирования экономики и применяется довольно редко. Для сравнения — в Европейском союзе обязательной сертификации подлежит 4 % товарной но­менклатуры, в России — около 80 %.

В России административные барьеры как способ регулирова­ния хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 1990-х гг. Массовое проникновение на ры­вок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие товарного рынка привели к тому, что меры, по сути своей, исключительного характера, прежде всего сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг

Казалось бы, что в условиях институционального вакуума, при острой нехватке формальных «правил игры» каждое новое постановление будет способствовать налаживанию рыночных отношений. Как это ни парадоксально, не все вновь принятые постановления стимулировали предпринимательскую деятель­ность.

1.Исследование, проведенное группой специалистов экономического

Большие масштабы входного контроля также могли иметь только два возможных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то с высокой вероятностью возникли бы запретительно высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что, в крайнем случае, могло привести к практически полной установке товарооборота. Однако на практике оказалось невоз­можным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. Фактически административные карьеры превратились в покупку права заниматься той или ивой деятельностью или продавать тот или иной товар. «Барьерные» платежи приобрели характер бюрократической ренты, которая во многих случаях присваивалась конкретными чиновниками.

По своей экономической природе потери по преодолению административных барьеров складываются из двух компонентов: 1) непроизводительных трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административ­ных барьеров, и 2) снижения эффективности использования имеющихся ресурсов.

Трансакционные издержки в данном контексте — это затраты ресурсов на фиксацию, изменение и защиту прав собственности на различные факторы (ресурсы) экономической деятельности. Это плата не за сами ресурсы, а за право пользования ими. Тем самым различные барьеры на пути получения прав пользования и порождают трансакционные издержки.

«Перегруженность» российской экономики административными барьерами влечет за собой тяжелые общеэкономические последствия: замороженный существованием избыточных административных барьеров потенциал роста российской экономики оценивается учеными на уровне 5-7% ВВП.

Основные факторы, блокирующие этот рост, таковы:

- финансовое бремя для потребителей, которые по-прежнему несут потери из-за незащищенности от опасной, некачественной и фальсифицированной продукции, но при этом еще и оплачи­вают цену барьеров;

- уход в тень бизнеса, прежде всего малого, из-за трудностей преодоления барьеров;

- потери налоговых поступлений в бюджеты всех уровней — в силу того, что платежи за барьеры идут не в бюджет, а в частные структуры. Кроме того, в случае недостатка денежных средств предприниматели идут на неуплату налогов, чтобы заплатить за барьеры;

- нереализованный предпринимательский потенциал зна­чительной части граждан России, поскольку барьеры попросту отпугивают часть тех предпринимателей, которые могли бы заниматься бизнесом легально.

Система функционирования барьерного регулирования при­вела к институциональной ловушке: любые попытки отменить определенные входные барьеры наталкиваются на сопротивление заинтересованных групп внутри государственного аппарата и коммерческих структур, делающих бизнес на «барьерах» и несущих издержки по поддержанию этих барьеров.

Кроме того, во введении новых барьеров заинтересованы не только те, кто «снимает» бюрократическую ренту непосредственно с этого барьера, но и те, кто осуществляет текущий контроль.

СМИ назвали сенсационными данные о коррупции, приведен­ные в докладе главы фонда ИНДЕМ г. Сатаров. По убеждению иссле­дователей, россияне ежегодно тратят на взятки свыше 37 млрд. долл. Взятки дают в среднем 55 млн. россиян. Главное поле для взяток — это российский бизнес. Годовой объем этого рынка—33,8 млрд. долл. На «бытовую коррупцию» приходится 2,8 млрд. долл., из них: на поступление в вузы тратится449 млн. долл., бесплатное медицинское образование—600 млн. долл., взятки работникам автоинспекции— 368 млн. долл., работникам судов — 274 млн. долл.1

1.Сатаров Г. Диагностика российской коррупции: социологический ана­лиз / Доклад по итогам социологического анализа «Диагностика российской коррупции». - Фонд ИНДЕМ, май 2002.

Неэффективность системы барьерного регулирования и прямая заинтересованность получателей рентного дохода при­водит к мультипликации барьеров, введению дополнительных способов контроля и регулирования. Таким образом, данная система является самоподдерживающейся, несмотря на ее неэф­фективность и существенные потери экономики от ее функци­онирования.

Для перехода к более эффективным схемам государственного регулирования требуется кардинальный пересмотр нормативной базы и общественное давление, ставящее препятствия на пути рентоориентированного поведения отдельных групп экономи­ческих агентов.

Последствия государственного регулирования в переходной экономике на примере России будут рассмотрены далее.