7.3. Инвестиционные процессы
Среди основных причин спада производства в России в 1992—1999 гг. эксперты выделяют, прежде всего, резкое сокращение инвестиционного спроса (на 84 % за 8 лет) и снижение предложения в менее конкурентоспособных секторах в результате либерализации экономики. Последний эффект не был компенсирован ростом предложения в более конкурентоспособных секторах вследствие крайне слабого перемещения ресурсов между отраслями и сокращения инвестиций.
Поскольку сокращение инвестиционного спроса внесло большой вклад в общее падение производства, рассмотрим подробнее его характер и причины. Глубокий инвестиционный спад охватил практически все отрасли (исключение составляют нефтепереработка и в последние годы связь). Данные подтверждаются приведенными в табл. 7.2 цифрами спада в строительстве (самом большом среди секторов) и машиностроении.
Таблица 7.2
| 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | Всего за 1992- 1998 |
Легкая | -47.9 | -37.6 | -46.7 | -47.8 | -22.7 | -30.7 | -7.7 | -96 |
Пищевая | -52.9 | 5.0 | -33.2 | -14.6 | -12.5 | -1.1 | 21.2 | -70 |
Сельское хозяйство | -65.3 | -37.8 | -50.3 | -40.3 | -32.0 | -17.1 | -16.0 | -07 |
Строительство | -65.0 | -23.8 | 2.2 | -32.6 | 12.7 | -6.2 | -9.2 | < |
Транспорт | -42.0 | 9.1 | -16.7 | -0.3 | -15.7 | 9.0 | -16.8 | -60 |
Связь | -66.7 | -10.3 | 11.2 | 17.0 | 15.0 | 28.1 | 13.5 | -35 |
Торговля и обществ, питание | -64.3 | -23.1 | 48.8 | 12.0 | -4.6 | -0.2 | 14.0 | -50 |
Жилищ ное строительство | -24.4 | -6.8 | -17.7 | -4.2 | -27.4 | -22.0 | -4.8 | -70 |
Инвестиционный спад был обусловлен комплексом причин, среди которых выделим следующие: сокращение государственных капиталовложений, затянувшаяся высокая инфляция, вытеснение инвестиций государственными заимствованиями.
Однако при всей важности этих макроэкономических и структурных факторов, основную роль в сохранении интенсивного оттока капитала играли институциональные факторы: политическая нестабильность, незащищенность прав собственности и контрактных прав. К ним добавлялись размытый, переходный характер собственности и слабость механизмов контроля собственников за финансовыми потоками.
Известно, что инвестиционные решения, по своей природе носящие долгосрочный необратимый характер, особенно чувствительны ко всем видам нестабильности. Проведенные исследования показывают, что уровень инвестиций имеет сильную отрицательную связь со всеми видами неопределенности: нестабильностью политического режима, распространенностью политического насилия, нестабильностью экономической среды, незащищенностью прав собственности и контрактных прав. Наиболее сильная зависимость (в порядке убывания значимости) от следующих факторов:
- вариация отклонений валютного курса от долгосрочного тренда;
- революции и перевороты;
- низкий уровень правопорядка (в широком понимании — как склонности разрешать конфликты в рамках законных процедур);
- коррупция;
- изменения конституции;
- вариация отклонения обменного курса черного рынка от официального курса;
- военные потери;
- политические казни;
- терроризм;
- насильственные общественные изменения;
- вероятность прихода к власти оппозиции.
Очевидно, что из 11 факторов нестабильности 9 (за исключением шестого и восьмого) все последние годы имели место в России. К ним добавлялись еще два, едва ли не главных фактора: размытый, переходный характер прав собственности и крайняя слабость (если не отсутствие) механизмов контроля собственников (в том числе государства) за финансовыми потоками.
Отсутствие эффективных стратегических собственников и сохранение опасности передела собственности приводят к доминированию в экономическом поведении краткосрочных решений, а нечеткое разделение прав между собственниками и менеджерами — к тому, что потенциальные инвестиционные ресурсы расхищаются управляющими и прячутся на зарубежных счетах.
Таблица 7.3. Доля инвестиций (в основной капитал) в ВВП России в 1900-2001 гг.
Период | ВВП, номинальный | Инвестиции | Доля инвестиций в основной капитал, % | ВВП | Инвестиции | |
| (млрд. руб., в ценах соответств. лет) | В сопоставимых ценах 2000=100 | ||||
1990 | 644,2 | 249,1 | 38,7 | 148,8 | 384,5 |
Период | ВВП, номинальный | Инвестиции | Доля инвестиций | ВВП | Инвестиции | |
| (млрд. руб., в ценах соответств. лет) | капитал, % | В сопоставимых ценах 2000=100 | |||
1991 | 1398,5 | 210,5 | 15,0 | 141,3 | 326,0 | |
1992 | 19005,5 | 2670,0 | 14,0 | 120,8 | 196,6 | |
1993 | 171509,5 | 27125,0 | 15,8 | 110,3 | 173,6 | |
1994 | 610745,2 | 108810,0 | 17,8 | 96,3 | 131,4 | |
1995 | 1585025,8 | 266974,0 | 16,8 | 92,4 | 118,1 | |
1996 | 2200225,3 | 375958,0 | 17,1 | 89,0 | 96,7 | |
1997 | 2585940,7 | 408797,0 | 15,8 | 90,3 | 91,9 | |
1998 | 2696,4 | 402,4 | 14,9 | 85,4 | 80,9 | |
1999 | 4545,0 | 659,3 | 14,5 | 90,9 | 85,2 | |
2000 | 7063,4 | 1171,5 | 16,5 | 100,0 | 100,0 | |
2001 | 9041,0 | 1599,0 | 17,7 | 105,0 | 108,7 | |
2002 | 10863,4 | 1758,7 | 16,1 | 109,6 | 112,8 |
Источник: Рассчитано на основе данных, приведенных в Статистических приложениях к «Экономико-политическая ситуация в России» за 2000—2001 гг. — М.: Институт Экономики переходного периода. — 2000—2001. — Таблица 1. Обзор экономической политики в России за 2002 г. — М.: ТЕИС, 2003. — Таб. 1, 11. — С 468, 478.
Анализируя динамику инвестиционных процессов в России, нельзя не заметить общей черты: как в 1997 г., так и в первом полугодии 1999 г. инвестиции в основной капитал продолжали сокращаться. Устойчивость проблемы говорит о том, что причины, препятствующие ее решению, носят долгосрочный и, что представляется важным, системный характер.
После августовского кризиса 1998 г. приток прямых инвестиций в 1999 г. по сравнению с 1998 г. увеличился с 1509 млн. до 2429 млн. долл., или в 1,6 раза1. Данный факт указывает на то, что девальвация национальной валюты оказалась выгодной для потенциальных инвесторов, (см. табл. 7.3 и 7.4).
Таблица 7.4. Основные показатели инвестиционной активности в России
Показатель | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Инвестиции в основной капитал (% к предыдущему году) | 60 | 88 | 76 | 90 | 82 | 95 | 93 | 105 | 117,4 |
Объем подрядных работ (% к предыдущему году) | 64 | 92 | 76 | 91 | 86 | 94 | 95 | 106 | 111,5 |
Вводе действие жилых домов (млн. кв. м общей площади) | 41,5 | 41,8 | 39,2 | 41,0 | 34,3 | 32,7 | 30,7 | 32,0 | 30,0 |
Промышленность России. — 1999. — № 1. — С. 41. Источник: Госкомстат России. 2001 г.
Объем инвестиций в основной капитал в 2000 г. превзошел и показатели 1997 г., и 1998 г. — соответственно на 9 и 24 %. Однако резко выраженная концентрация инвестиций в основной капитал в весьма ограниченном числе отраслей хозяйства и промышленности, а также продолжающийся в крупных размерах отток капитала из страны при слабом притоке иностранного капитала свидетельствуют о том, что кардинального улучшения инвестиционного процесса в экономике России в 2000 г. не произошло.
По состоянию на 1 января 2001 г. накопленный иностранный капитал в нефинансовом секторе российской экономики составил около 32 млрд. долл. При этом общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2000 г., составил почти 11 млрд. долл., что на 15% выше аналогичного показателя за 1999 г. (табл. 11.5).
Основная часть иностранных вложений в российскую экономику (60 %)приходится на прочие инвестиции, которые формируются в основном за счет правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ и кредитов, полученных от международных финансовых организаций — Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития. В январе 2001г. руководство Всемирного банка сообщило о повышении кредитного лимита России. В случае успешного развития в России экономических реформ данная сумма может быть увеличена до 1 млрд. долл. Фонд кредитования российского малого бизнеса, управляемый ЕБРР, за 1994-2000 гг. выделил свыше 32 тыс. займов на общую сумму около 400 млн. долл.
Таблица 11.5. Структура иностранных инвестиций в российскую экономику
Период | Всего, млн. долл. | Прямые | Портфельные | Прочие | |||
Млн. долл. | в % к итогу | Млн. долл. | В % к итогу | Млн. долл. | В % к итогу | ||
1995 | 2983 | 2020 | 67,7 | 39 | 1,3 | 924 | 31,0 |
1996 | 6970 | 2440 | 35,0 | 128 | 1,8 | 4402 | 63,2 |
1997 | 12295 | 5333 | 43,4 | 4681 | 5,5 | 6281 | 51,1 |
1998 | 11773 | 3361 | 28,5 | 191 | 1,6 | 8221 | 69,9 |
1999 | 9560 | 4260 | 44,6 | 31 | 0,3 | 5269 | 55,1 |
2000 | 10958 | 4429 | 40,4 | 145 | 1,3 | 5384 | 58,3 |
2001 | 14158 | 3980 | 28,1 | 451 | 3,1 | 9727 | 68,8 |
2002 | 19780 | 4002 | 20,2 | 472 | 2,4 | 15306 | 77,4 |
Источник: Рассчитано автором на основе данных, приведенных в сборниках Госкомстата России за 2000—2001 гг.
Обзор экономической политики в России за 2002г. — М.: ТЕИС, 2003. - С. 523.
Однако прочие инвестиции в силу своего краткосрочного характера создают все условия для массового бегства капитала из России, что, в свою очередь, не может не сказаться на развитии экономики. По различным оценкам, объем вывоза капитала за 1992-1998 гг. колеблется в диапазоне от 40 млрд. до 400 млрд. долл.1
Во многом проблема сокращения до минимума инвестиций объясняется отсутствием на начальном этапе преобразований, а впоследствии — несовершенством системы финансовых институтов, о которой речь пойдет далее.
- Тема 1. Теория трансакционных издержек
- 1.1. Подход Коуза-Уильямсона
- 1.2. Подход Норта
- 1.3. Проблема измерения трансакционных издержек
- Тема 2. Теория прав собственности
- 2.1. Основные положения теории
- 2.2. Перечень Оноре
- 2.3. Теорема Коуза
- 2.4. Проблема спецификации прав собственности
- Тема 3. Институциональные аспекты государственного регулирования
- 3.1. Институциональная природа государства
- 3.2. Сущность и определение государства
- 3.3. Функции государства
- 3.4. Установление «sfafus quo» в обществе
- 3.5. Проблема «безбилетника», «дилемма наказания»
- 3.6.Роль системы наказания (механизмов принуждения)
- 3.7. Контрактная и эксплуататорская концепции государства
- 3.8. Теория «оседлого бандита» м. Олсона
- Часть II «о государстве» (из главы XVII «о причинах, возникновении и определении государства»)
- 4.1.Теория общественного выбора как одно из направлений институциональной теории
- 4.2.Теория бюрократии
- 4.3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты
- 4.4. Механизм принятия решения государственными чиновниками
- 4.4.2. Субъективные факторы
- 4.5. Конституция экономической политики
- 4.6. Проблема коррупции
- 4.7. Методы борьбы с коррупцией
- Тема 5. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика.
- 5.1. Классификация видов теневой экономики по Фанту1
- 5.2.Определение теневого сектора в российской экономической литературе
- 5.4. Методы измерения теневой экономики
- 5.5.Теневая экономика в мире
- 5.6. Теневая экономика в России
- 5.7.Институциональные причины теневой экономики
- 5.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
- 5.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
- 5.8. Структура теневого бизнеса
- Тема 6. Институциональные теории и экономический рост
- 6.1. Понятие институциональных технологий
- 6.2. Импорт институтов
- 6.3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов
- 6.4. Негативные последствия импорта институтов
- 6.5. Институциональные ловушки
- Тема 7. Институциональные проблемы переходного периода в России
- 7.1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования
- 7.2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов
- 7.2.1. Неоклассический вариант
- 7.3. Особенности импорта институтов в России
- 7.4.Роль государство в проведении институциональных реформ
- Тема 8. Формирование основных экономических институтов в переходной России
- 8.1.Преобразования в сфере собственности
- 7.2. Структурные реформы
- 7.3. Инвестиционные процессы
- 7.4. Финансовые институты
- 7.5. Роль неформальных институтов в российской экономике
- Тема 8. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике
- 8.1.Институциональные причины «барьерного» характера
- Российской экономики
- 8.2.Барьеры и трансакционные издержки
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- 8.4. Дебюрократизация экономики