7.3. Особенности импорта институтов в России
Что же представлял собой институциональный остаток на момент начала реформ? Сравним институциональные основы рыночной (рис. 10.3) и переходной экономики (рис. 10.4).
Рис. 7.3. Институциональная основа рыночной экономики
Систему неформальных правил, существующую в переходной экономике (рис. 7.4), можно разделить на две группы. К первой группе относятся неформальные нормы, укоренившиеся в командной системе. Ко второй группе отнесены те правила которые можно с некоторой оговоркой отнести к рыночным и которые определяют систему отношений в теневом секторе.
Переходная экономика
рыночные |
| рыночные |
формальные правила |
| неформальные нормы |
официальная экономика
рыночные
командно-административной системы
Рис. 7.4. Институциональная основа переходной экономики
Главная задача, которую ставили перед собой российские реформаторы в начале 1990-х гг., — это создание основных рыночных институтов, практически полностью отсутствующих в прежней командной системе. Банки, рынок, частные фирмы, президент, парламент — все это экономические и общественно-политические институты, импортируемые в последние десятилетия в подавляющее большинство развивающихся стран и страны с переходной экономикой.
Подобные институциональные изменения не могут протекать гладко. Это связано с тем, что в начальный период реформ в значительной степени была разрушена старая система формальных правил и вместе с тем продолжали действовать и инерционно воспроизводиться прежние неформальные нормы. Эта непрерывность развития старых неформальных отношений в условиях отсутствия новых формальных правил и эффективных механизмов их исполнения не позволила осуществить их быструю замену желаемыми, в данном случае рыночными, надолго сохранила дореформенные тенденции развития во всех сферах, в том числе и в экономической, а также прежние поведенческие модели.
Таким образом, вместе с ликвидацией старых структур образовались «дыры» в системе управления, с отменой большей части формальных «правил игры» возник своеобразный институциональный вакуум.
Институциональный вакуум1 — отсутствие или недостаток в институциональной системе формальных институтов, способных поддерживать осуществление сделок с наименьшими трансакционными издержками, вследствие ликвидации механизма управления прежней хозяйственной системой и отсутствия нового.
Что же можно говорить о России с ее институциональной средой? Процесс импорта испытанных в других странах институтов серьезно затянулся. В российской экономике можно было наблюдать ситуацию, когда наряду с импортированными формальными рыночными правилами реально и вполне успешно функционировали неформальные нормы, тяготеющие к прежней командной системе: например, не денежные формы расчетов (прежде всего, бартер), мягкие бюджетные ограничения, нецелевое использование бюджетных средств, система льгот, система поддержки неэффективных производств на всех уровнях и другие.
Неформальные отношения приобрели решающее значение для участников экономической деятельности. Большая живучесть системы неформальных норм привела к тому, что в институциональной сфере создалась ситуация, которая не описана ни в одной теории, — вживление новых рыночных формальных институтов, призванных вытеснить неформальные, не только не сократило сферу деятельности последних, но и привело к неформальной институционализации вновь принятых правил и неформальной институционализации хозяйственной деятельности в масштабе общества.
1.Следует заметить, что временная продолжительность этого вакуума невелика. Поскольку «свято место пусто не бывает», на место разрушенных прежних Формальных правил
Проблемы, связанные с импортом институтов, стали особенно актуальными в связи с широким распространением данного процесса как в России, так и в других странах – бывших республиках СССР. Причем в большинстве из них институциональные заимствования проводились зачастую без предварительного системного анализа выгод и издержек ведения, без выделения и устранения сдерживающих факторов, без политики снижении противодействия импортированию, без мер по ускорению адаптации неформальных институтов к вновь вводимым формальным.
Неформальная институционализация стала неотъемлемой частью трансформационных реформ переходной экономики России.
Под неформальной институционализацией понимается приоритет неформальных правил игры в обществе над формальными, в некоторых случаях «надстраивание» формальных правил под неформальные нормы. Суть неформальной институционализации в том, что вновь принятые, разработанные в соответствии с зарубежными рыночными аналогами законы начинают работать совершенно по-иному, не «по рыночному».
Данный процесс можно рассмотреть на примере закона о банкротстве и антимонопольном законодательстве. Если сравнивать эти законы с действующими аналогами в рыночных экономиках, то трудно найти существенные различия. Цель принятия этих документов также была схожей — передача убыточных предприятий в руки эффективных собственников и поддержание конкуренции.
Однако если в рыночных странах эти законы используются «по назначению», то в России — для перераспределения собственности в интересах отдельных лиц или групп, часто для последующей перепродажи, с целью получения частной выгоды. Такие сделки во многих случаях заканчиваются действительным банкротством предприятия, поскольку в процессе передела собственности (а он может длиться не год и не два) происходит расхищение основных фондов предприятия. Таким образом, в российской институциональной среде закон о банкротстве может работать успешно и против эффективного собственника. Аналогичным образом действует и антимонопольное законодательство.
Можно констатировать тот факт, что неформальная институционализация свела на нет даже добросовестно разработанные с точки зрения неоклассической теории мероприятия экономической политики в переходный период в России.
Последствия неформальной институционализации многообразны: рос теневого и неформального секторов, преобладание в экономике неформальных поведенческих моделей, криминализация экономики и общественной жизни, а также бегство капитала из страны, прекращение инвестиций в реальный сектор и т.д.
В ходе процесса неформальной институционализации наблюдалась криминализация общества и экономики, в частности сращивание государственных и криминальных структур.
- Тема 1. Теория трансакционных издержек
- 1.1. Подход Коуза-Уильямсона
- 1.2. Подход Норта
- 1.3. Проблема измерения трансакционных издержек
- Тема 2. Теория прав собственности
- 2.1. Основные положения теории
- 2.2. Перечень Оноре
- 2.3. Теорема Коуза
- 2.4. Проблема спецификации прав собственности
- Тема 3. Институциональные аспекты государственного регулирования
- 3.1. Институциональная природа государства
- 3.2. Сущность и определение государства
- 3.3. Функции государства
- 3.4. Установление «sfafus quo» в обществе
- 3.5. Проблема «безбилетника», «дилемма наказания»
- 3.6.Роль системы наказания (механизмов принуждения)
- 3.7. Контрактная и эксплуататорская концепции государства
- 3.8. Теория «оседлого бандита» м. Олсона
- Часть II «о государстве» (из главы XVII «о причинах, возникновении и определении государства»)
- 4.1.Теория общественного выбора как одно из направлений институциональной теории
- 4.2.Теория бюрократии
- 4.3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты
- 4.4. Механизм принятия решения государственными чиновниками
- 4.4.2. Субъективные факторы
- 4.5. Конституция экономической политики
- 4.6. Проблема коррупции
- 4.7. Методы борьбы с коррупцией
- Тема 5. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика.
- 5.1. Классификация видов теневой экономики по Фанту1
- 5.2.Определение теневого сектора в российской экономической литературе
- 5.4. Методы измерения теневой экономики
- 5.5.Теневая экономика в мире
- 5.6. Теневая экономика в России
- 5.7.Институциональные причины теневой экономики
- 5.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
- 5.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
- 5.8. Структура теневого бизнеса
- Тема 6. Институциональные теории и экономический рост
- 6.1. Понятие институциональных технологий
- 6.2. Импорт институтов
- 6.3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов
- 6.4. Негативные последствия импорта институтов
- 6.5. Институциональные ловушки
- Тема 7. Институциональные проблемы переходного периода в России
- 7.1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования
- 7.2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов
- 7.2.1. Неоклассический вариант
- 7.3. Особенности импорта институтов в России
- 7.4.Роль государство в проведении институциональных реформ
- Тема 8. Формирование основных экономических институтов в переходной России
- 8.1.Преобразования в сфере собственности
- 7.2. Структурные реформы
- 7.3. Инвестиционные процессы
- 7.4. Финансовые институты
- 7.5. Роль неформальных институтов в российской экономике
- Тема 8. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике
- 8.1.Институциональные причины «барьерного» характера
- Российской экономики
- 8.2.Барьеры и трансакционные издержки
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- 8.4. Дебюрократизация экономики