5.1. Классификация видов теневой экономики по Фанту1
Рассмотрим классификацию теневой (далее — подпольной — термин Э. Файга) экономики, предложенную известным экономистом Э. Файгом2.
По мнению Файга, характеристика каждой отдельной разновидности подпольной экономики определяется набором тех институциональных правил, которые нарушают ее представители, то есть их деятельность выходит за рамки или обходит установленную систему правил и норм и, следовательно, не подлежит измерению и социальному учету.
Критерием различия отдельных видов подпольной экономики является определение, какие специфические правила нарушаются в том или ином случае. Используя этот критерий как основание для системы классификации, Э.Файг выделяет четыре типа подпольных экономических действий: нелегальную, неучтенную, незарегистрированную и неформальную экономическую деятельность.
1.Данная классификация близка к классификации ненаблюдаемого (у Э. Файга — подпольного) сектора экономики, данной в СНС-93 (Системе национальных счетов ООН), которая используется в качестве основы для определения масштабов данного сектора экономики.
2.Файг Э. Определение и оценка подпольной и неформальной экономики: неоинституциональный подход // Экономическая теория преступлений и наказаний. Реферативный журнал. Под ред. Л. Тимофеева и Ю. Латова. Вып. 2. Неформальный сектор экономики в зарубежных странах. — М.: РГГУ, 2000.
1.Нелегальная экономика1. Нелегальная экономика выступает как синоним дохода, произведенного экономической деятельностью, нарушающей юридические нормативы, определяющие сферу законных форм коммерции. Нелегальные предприниматели участвуют в производстве и распределении запрещенных товаров и услуг (нелегальное производство наркотиков, обмен валюты спекулянтами и т.д.). Такие запрещенные экономические действия являются прибыльным источником дохода в обход закона, а также, что более серьезно, способствуют подрыву стабильности политических, экономических и юридических институтов.
1.Далее в тексте используется термин «теневая экономика» — наиболее часто используется в российской экономической литературе.
2.Неучтенная экономика. Неучтенная экономика включает ту экономическую деятельность, которая обходит институционально установленные фискальные правила, зафиксированные в налоговом кодексе, либо уклоняется от них. Доходы от неучтенной экономики не сообщаются в налоговую полицию. Возникает так называемый «налоговый зазор» (tax gap)—различие между суммой полагающихся налоговых поступлений и реально собранным доходом.
Исследования неучтенных доходов стимулировали различные преобразования в налогообложении развитых стран. Упрощение налогового законодательства и понижение налоговых ставок привело к расширению базы налогообложения и сокращению издержек самой налоговой системы. В развивающихся странах неэффективные фискальные институты продолжают, однако, существовать, укрепляя то, что перуанский экономист Э. де Сото охарактеризовал как «меркантилистская система» (подход Э. де Сото рассматривается далее).
3.Незарегистрированная экономика. Незарегистрированная экономика состоит из той экономической деятельности, которая обходит институциональные правила, установленные требованиями правительственных статистических органов. Определяющим показателем здесь является сумма незарегистрированного дохода — того, который должен быть по существующим правилам зарегистрирован в системе национального счетоводства, но не был зарегистрирован. Незарегистрированный доход, по Файгу, — это расхождение между фактическим совокупным доходом и доходом, фиксируемым статистической системой.
Одним из наиболее важных компонентов незарегистрированной экономической деятельности в развивающихся странах является домашнее производство. Хотя методика расчета национального дохода предполагает, что домашнее производство было включено в национальные счета, этот сектор обычно опускается вследствие трудностей его измерения. Существующие оценки домашнего производства, отмечает Э. Файг, показывают, что оно составляет в развитых странах 25-50 % зарегистрированного ВНП.
Стоит заметить, что разница между неучтенной и незарегистрированной экономикой, исходя из данных определений, весьма условна. Если деятельность не зарегистрирована статистическими органами, то она и не будет учтена.
4.Неформальная экономика. Согласно Э. Файгу, неформальная экономика включает ту экономическую деятельность, которая экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты, отношения финансового кредитования и социального страхования. Она измеряется доходами, полученными неформально действующими экономическими агентами.
Пункты 3 и 4 классификации образуют неформальный сектор экономики, который в отличие от п. 1 (нелегального/теневого) имеет принципиально иные поведенческие мотивации и характерен в большей степени для развивающихся и переходных экономик (стран с низким уровнем дохода, где сфера услуг развита в меньшей степени и, следовательно, не отражается в ВНП).
Современные определения неформального сектора, по мнению Файга, обычно отражают идеи Э. де Сото, предложившего правовую концепцию неформальности. Хотя большая часть литературы о неформальном секторе посвящена городской экономике, очевидно, что сельская неформальная экономика еще более велика и значительна.
- Тема 1. Теория трансакционных издержек
- 1.1. Подход Коуза-Уильямсона
- 1.2. Подход Норта
- 1.3. Проблема измерения трансакционных издержек
- Тема 2. Теория прав собственности
- 2.1. Основные положения теории
- 2.2. Перечень Оноре
- 2.3. Теорема Коуза
- 2.4. Проблема спецификации прав собственности
- Тема 3. Институциональные аспекты государственного регулирования
- 3.1. Институциональная природа государства
- 3.2. Сущность и определение государства
- 3.3. Функции государства
- 3.4. Установление «sfafus quo» в обществе
- 3.5. Проблема «безбилетника», «дилемма наказания»
- 3.6.Роль системы наказания (механизмов принуждения)
- 3.7. Контрактная и эксплуататорская концепции государства
- 3.8. Теория «оседлого бандита» м. Олсона
- Часть II «о государстве» (из главы XVII «о причинах, возникновении и определении государства»)
- 4.1.Теория общественного выбора как одно из направлений институциональной теории
- 4.2.Теория бюрократии
- 4.3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты
- 4.4. Механизм принятия решения государственными чиновниками
- 4.4.2. Субъективные факторы
- 4.5. Конституция экономической политики
- 4.6. Проблема коррупции
- 4.7. Методы борьбы с коррупцией
- Тема 5. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика.
- 5.1. Классификация видов теневой экономики по Фанту1
- 5.2.Определение теневого сектора в российской экономической литературе
- 5.4. Методы измерения теневой экономики
- 5.5.Теневая экономика в мире
- 5.6. Теневая экономика в России
- 5.7.Институциональные причины теневой экономики
- 5.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
- 5.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
- 5.8. Структура теневого бизнеса
- Тема 6. Институциональные теории и экономический рост
- 6.1. Понятие институциональных технологий
- 6.2. Импорт институтов
- 6.3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов
- 6.4. Негативные последствия импорта институтов
- 6.5. Институциональные ловушки
- Тема 7. Институциональные проблемы переходного периода в России
- 7.1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования
- 7.2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов
- 7.2.1. Неоклассический вариант
- 7.3. Особенности импорта институтов в России
- 7.4.Роль государство в проведении институциональных реформ
- Тема 8. Формирование основных экономических институтов в переходной России
- 8.1.Преобразования в сфере собственности
- 7.2. Структурные реформы
- 7.3. Инвестиционные процессы
- 7.4. Финансовые институты
- 7.5. Роль неформальных институтов в российской экономике
- Тема 8. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике
- 8.1.Институциональные причины «барьерного» характера
- Российской экономики
- 8.2.Барьеры и трансакционные издержки
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- 8.4. Дебюрократизация экономики