logo
Экономика / Е

3.7. Контрактная и эксплуататорская концепции государства

Распределение прав между гражданами и государством, как правило, фиксируется в Конституции, играющей роль социаль­ного контракта, однако природа государства определяется влас­тными отношениями, возникающими между гражданами и госу­дарственным аппаратом.

Эффективное обеспечение соглашений силами третьей сто­роны лучше всего достигается путем создания правил, которые затем делают эффективными и неформальные ограничения2. Тем не менее, проблема обеспечения соглашений третьей стороной через действенную юридическую систему, применяющую (воз­можно, не лучшим образом) определенные правила, является самой важной дилеммой в исследованиях институциональной эволюции.

Приведенные выше определения государства в значительной степени характеризуют его контрактную природу—государство как общественный договор — которая подчеркивает не момент насилия как средства обеспечения порядка (упорядоченности обменов не только экономических, но и социальных), а момент установления самого этого порядка как системы взаимных ожиданий подданных, реализация которых снижает неопределенность внешней среды, следовательно, экономит ресурсы данных на индивидуальные программы снижения неопределенности, уменьшения степени риска при ведении хозяй­ственной деятельности.

Помимо контрактной теории государства существует теория, полагающая основной эксплуататорскую сущность государства. Прежде чем обратиться к рассмотрению этого подхода, остано­вимся на двух ипостасях государства, выделяемых Дж. Бьюкененом.

В своих трудах Дж. Бьюкенен обращает особое внимание на двойственность роли государства в обществе: государство защищающее и государство производящее.

Государство защищающее, или правовое появляется на конституционной стадии1 как институт или орган обеспечения прав, концептуально внешний по отношению к договаривающимся сторонам и несущий единственно ответственность за обеспече­ние прав и договоров по добровольному обмену такими правами. На данной стадии государство осуществляет лишь обеспечение прав, закрепленных в конституционном договоре, и не связано с распределением или перераспределением общественных благ. Судебная власть является независимой от законодательной, осуществляющей коллективный выбор.

1.Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело ЛТД, 1993. — С.29.

2По Бьюкенену-институционалисту, государство не меняет и не уста­навливает правил, а лишь констатирует их соблюдение или несоблюдение и налагает только те санкции, которые заранее утверждены в рамках данного договора. Таким образом, государство санкций не создает, а выносит решение об их применении.

Когда же речь идет о производстве общественных благ, по­является государство производящее. В этой роли государство, реализующееся на постконституционной (постдоговорной) стадии, уже не «защищает» определенные права, а воплощает в себе производственный процесс, который, по крайней мере, теоретически, наилучшим образом способствует увеличению уровня экономического благосостояния общества.

1.Дж. Бьюкенен предполагает концептуальное разграничение между стадией конституционного договора, на которой определяются права индивидов и формируется правило принятия коллективных решений, и стадией постконституиионного договора, на которой между людьми, чьи права осуществлять какую-либо деятельность и распоряжаться материальными благами опреде­лены на предшествующей стадии, происходят сделки и обмен. (Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном. Нобелевские лауреаты по экономике.

Экономическая политика состоит в выборе та­ких правовых норм, процедур, административ­ных структур, которые обеспечат максимиза­цию производства. Но нелегко установить, как именно разные правовые ситуации воздействуют на работу экономической системы.

Результаты данного процесса представляют собой согласование интересов индивидов, отражающих структуру предпочтений людей, влияние которых на конечные результаты определяется конституционными правилами осуществления выбора.

В связи с этим необходимо обратить внимание на выявление индивидуальных предпочтений, от которых зависит, каким будет конечное решение по поводу распределения частных и общественных благ, издержек и объема их производства.

В условиях постконституционного договора существует возможность для отдельных субъектов осуществлять данное перераспределение в своих интересах или интересах отдельных групп. Если чиновники, реализующие функцию государства защищающего, сами не выполняют условия договора, укрепляя индивидуальную власть и продвигая свои интересы, государство начинает восприниматься как произвольный репрессивный механизм, эксплуатирующий общество в интересах отдельных политически влиятельных субъектов.