3.1. Институциональная природа государства
Эволюция человеческого сотрудничества от простых форм соглашений и обмена до сложных форм, отличающих современные процветающие экономики, происходила отнюдь не автоматически.
На протяжении большей части экономической истории господствовал тип обмена, характеризующийся персонифицированными отношениями сторон в процессе мелкого производства и местной торговли. Такой обмен отличается повторяемостью, культурной гомогенностью (то есть наличием общего набора ценностей) и отсутствием контроля и принуждения со стороны третьих лиц (в чем не было особой необходимости, так как трансакционные издержки персонифицированного обмена были невелики). Ограничения, которые испытывали участники такого обмена, возникали из наличия кровных связей, залогов, обмена заложниками и т.д.
С развитием общества обмен становился разнообразнее, больше происходило актов обмена, выходящих за рамки ранее установленных ограничений. Такой обмен — неперсонифицированный — позволил расширить рынок и реализовать выгоды более сложного производства и сделок, выходящих за пределы небольших географических или этнических единиц. Более сложные соглашения, заключаемые между сторонами, способствовали формированию дополнительных институтов. Высокие издержки неперсонифицированного обмена, в свою очередь, явились причиной создания более эффективных форм организации, что привело к формированию государств и росту роли специализированных институтов в защите купцов и принятии торговых кодексов.
Таким образом, появляется третья форма обмена — неперсо нифицированный обмен с контролем, осуществляемым третьей стороной. Обеспечение третьей стороной условий соглашения никогда не бывает идеальным и совершенным и связано с большими затратами для участников обмена. На начальной стадии развития государства его деятельность можно охарактеризовать с двух сторон: с одной оно служило источником защиты и обеспечения прав собственности, а с другой — часто осуществляло данные функции с большими трансакционными издержками для участников обмена. Однако самостоятельное обеспечение соглашений сторонами было связано с еще большими издержками, поскольку в сложных обществах становятся выгодными такие формы поведения, как оппортунизм (обман, мошенничество)1.
Приведенным выше этапам развития государства соответствуют следующие виды государственного устройства:
1) сообщество, в котором отсутствуют законодательные, судебные и правоохранительные органы и нет общих правил;
2) общество, в котором имеются общие правила, специфицируюшие исключительные права, законодательный орган, суды, но отсутствует полиция или армия, и тем самым принуждение к соблюдению закона носит частный характер;
3) сообщество, в котором государство устанавливает правила, выполняет функции третейского суда при конфликтах и обеспечивает исключительные права2.
- Тема 1. Теория трансакционных издержек
- 1.1. Подход Коуза-Уильямсона
- 1.2. Подход Норта
- 1.3. Проблема измерения трансакционных издержек
- Тема 2. Теория прав собственности
- 2.1. Основные положения теории
- 2.2. Перечень Оноре
- 2.3. Теорема Коуза
- 2.4. Проблема спецификации прав собственности
- Тема 3. Институциональные аспекты государственного регулирования
- 3.1. Институциональная природа государства
- 3.2. Сущность и определение государства
- 3.3. Функции государства
- 3.4. Установление «sfafus quo» в обществе
- 3.5. Проблема «безбилетника», «дилемма наказания»
- 3.6.Роль системы наказания (механизмов принуждения)
- 3.7. Контрактная и эксплуататорская концепции государства
- 3.8. Теория «оседлого бандита» м. Олсона
- Часть II «о государстве» (из главы XVII «о причинах, возникновении и определении государства»)
- 4.1.Теория общественного выбора как одно из направлений институциональной теории
- 4.2.Теория бюрократии
- 4.3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты
- 4.4. Механизм принятия решения государственными чиновниками
- 4.4.2. Субъективные факторы
- 4.5. Конституция экономической политики
- 4.6. Проблема коррупции
- 4.7. Методы борьбы с коррупцией
- Тема 5. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика.
- 5.1. Классификация видов теневой экономики по Фанту1
- 5.2.Определение теневого сектора в российской экономической литературе
- 5.4. Методы измерения теневой экономики
- 5.5.Теневая экономика в мире
- 5.6. Теневая экономика в России
- 5.7.Институциональные причины теневой экономики
- 5.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
- 5.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
- 5.8. Структура теневого бизнеса
- Тема 6. Институциональные теории и экономический рост
- 6.1. Понятие институциональных технологий
- 6.2. Импорт институтов
- 6.3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов
- 6.4. Негативные последствия импорта институтов
- 6.5. Институциональные ловушки
- Тема 7. Институциональные проблемы переходного периода в России
- 7.1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования
- 7.2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов
- 7.2.1. Неоклассический вариант
- 7.3. Особенности импорта институтов в России
- 7.4.Роль государство в проведении институциональных реформ
- Тема 8. Формирование основных экономических институтов в переходной России
- 8.1.Преобразования в сфере собственности
- 7.2. Структурные реформы
- 7.3. Инвестиционные процессы
- 7.4. Финансовые институты
- 7.5. Роль неформальных институтов в российской экономике
- Тема 8. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике
- 8.1.Институциональные причины «барьерного» характера
- Российской экономики
- 8.2.Барьеры и трансакционные издержки
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- 8.4. Дебюрократизация экономики