logo
Экономика / Е

5.6. Теневая экономика в России

По оценке мировых финансовых институтов, в России ежегодно отмывается до 100 млрд. долл., а объем теневой эко­номики превышает 40 % валового внутреннего продукта. Об этом сообщил заместитель генерального секретаря ООН Пино Арлакки на международной конференции в Санкт-Петербурге по проблемам борьбы с теневой экономикой и легализацией доходов, полученных незаконным путем1.

По данным МВД РФ, в 1990—1991 гг. в теневой экономике производилось от 10 до 11 % ВВП, в 1993 г. - 27, в 1994 г. - 39, в 1995 г. — 45, в 1996 г. — 46. С теневой экономикой связана деятельность 58—60 млн. чел.2 Данные Госкомстата значительно ниже: 1992-1994 гг. — 9-10 %, 1995 г. - 20 %, 1996 г. - 23 %. По данным Госкомстата на май 2002 г., в теневом секторе экономики было занято 15,4% от общей численности работающих.

В эпоху «перестройки» (1985—1990 гг.) считалось, что теневая экономика является порождением командно-административной системы и что с переходом к рынку она исчезнет сама собой. Однако все произошло с точностью до наоборот.

1.Материалы международной конференции «Теневая экономика и легализация доходов, полученных незаконным путем», организованной Правитель­ством РФ и УКНПП (Управлением Организации Объединенных Наций по контролю за наркотиками и предупреждению преступности) и состоявшейся в Санкт-Петербурге 5—6 июня 2001 г.

2Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. — 1998. — № 10. — С. 59.

3.Пономаренко А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. – 1996. - №1.

Страна

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Азербайджан

12,0

21.9

22,7

39,2

51,2

58,0

60,6

Беларусь

12,0

15,4

16,6

13,2

11,0

18,9

19,3

Болгария

22,8

25,1

23,9

25,0

29,9

29,1

36.2

Венгрия

27,0

28,0

32,9

30,6

28,5

27,7

29,0

Грузия

12,0

24,9

36,0

52,3

61,0

63,5

62,6

Казахстан

12,0

17,0

19,7

24,9

27,2

34,1

34,3

Латвия

12,0

12,8

19,0

34,3

31,0

34,2

35,3

Литва

12,0

11,3

21,8

39,2

31,7

28,7

21,6

Молдова

12,0

18,1

27,1

37,3

34,0

39,7

35,7

Польша

15,7

19,6

23,5

19,7

18,5

15,2

12.6

Россия

12,0

14,7

23,5

32,8

36,7

40.3

41,6

Румыния

22,3

13,7

15,7

18,0

16,4

17,4

19,1

Словакия

6.0

7.7

15,1

18,0

16,4

17,4

19,1

Узбекистан

12,0

11,4

7,8

11.7

10,1

9,5

6.5

Украина

12,0

16,3

25,6

33,6

38,0

45,7

48,9

Чехия

6,0

6,7

12,9

16,9

16,9

17,9

11,3

Эстония

12,0

19,9

26,2

25,4

24.1

25,1

11|8__

WWmiovjfy\roiHv Yrsrobvg

В процессе неуправляемой реструктуризации народного хозяйства и спонтанной приватизации наблюдался значительный рост хищений и воровства. Государственные чиновники «приватизировали» крупнейшие и наиболее прибыльные пред­приятия, сырье и материалы; директора предприятий — сырье и оборудование; рабочие — детали и инструменты; владельцы инвестиционных компаний — деньги у населения и т.д. Бюрократия наглядно демонстрировала феномен рентоориентированного поведения.

На тесную связь теневой экономики и коррупции указывают И.Клямкин и JI. Тимофеев. По их мнению, «главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции» (см. также главу 10)'. Авторы подчеркивают, что «под­польная экономика» в ее современном отечественном вариан­те не только не противостоит экономике «формальной», но и тесно интегрирована в нее. Иначе говоря, в основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность при­ватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот2. Теневая экономика в России, таким образом, выступает как приватизированное го­сударство, или, по выражению И. Клямкина и Л. Тимофеева, теневое «парагосударство». В этом «парагосударстве» функции, которые, в принципе, должны быть исключены из рыночного оборота (например, суд, армия, законотворчество и др.), утра­чивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.

С началом рыночных реформ, если за точку отсчета принять либерализацию цен в январе 1992 г., появились новые стимулы для развития теневой и неформальной экономики:

- неспособность государства выполнять свои функции;

- нарушение «status quo» в обществе (проблема «безбилет­ника»);

- ослабление системы наказания;

- развал системы правовых институтов;

- рост коррупции;

- распространение неформальных отношений и т.д.

1.Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. — М.: РГГУ, 2000. — С. 11.

2.Там же. —C.II.

Одной из важнейших черт переходной экономики явилась институционализация теневого сектора, которая стала устойчивым элементом экономической системы, своеобразным дополнением к легальной экономике.