5.6. Теневая экономика в России
По оценке мировых финансовых институтов, в России ежегодно отмывается до 100 млрд. долл., а объем теневой экономики превышает 40 % валового внутреннего продукта. Об этом сообщил заместитель генерального секретаря ООН Пино Арлакки на международной конференции в Санкт-Петербурге по проблемам борьбы с теневой экономикой и легализацией доходов, полученных незаконным путем1.
По данным МВД РФ, в 1990—1991 гг. в теневой экономике производилось от 10 до 11 % ВВП, в 1993 г. - 27, в 1994 г. - 39, в 1995 г. — 45, в 1996 г. — 46. С теневой экономикой связана деятельность 58—60 млн. чел.2 Данные Госкомстата значительно ниже: 1992-1994 гг. — 9-10 %, 1995 г. - 20 %, 1996 г. - 23 %. По данным Госкомстата на май 2002 г., в теневом секторе экономики было занято 15,4% от общей численности работающих.
В эпоху «перестройки» (1985—1990 гг.) считалось, что теневая экономика является порождением командно-административной системы и что с переходом к рынку она исчезнет сама собой. Однако все произошло с точностью до наоборот.
1.Материалы международной конференции «Теневая экономика и легализация доходов, полученных незаконным путем», организованной Правительством РФ и УКНПП (Управлением Организации Объединенных Наций по контролю за наркотиками и предупреждению преступности) и состоявшейся в Санкт-Петербурге 5—6 июня 2001 г.
2Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. — 1998. — № 10. — С. 59.
3.Пономаренко А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. – 1996. - №1.
Страна | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 |
Азербайджан | 12,0 | 21.9 | 22,7 | 39,2 | 51,2 | 58,0 | 60,6 |
Беларусь | 12,0 | 15,4 | 16,6 | 13,2 | 11,0 | 18,9 | 19,3 |
Болгария | 22,8 | 25,1 | 23,9 | 25,0 | 29,9 | 29,1 | 36.2 |
Венгрия | 27,0 | 28,0 | 32,9 | 30,6 | 28,5 | 27,7 | 29,0 |
Грузия | 12,0 | 24,9 | 36,0 | 52,3 | 61,0 | 63,5 | 62,6 |
Казахстан | 12,0 | 17,0 | 19,7 | 24,9 | 27,2 | 34,1 | 34,3 |
Латвия | 12,0 | 12,8 | 19,0 | 34,3 | 31,0 | 34,2 | 35,3 |
Литва | 12,0 | 11,3 | 21,8 | 39,2 | 31,7 | 28,7 | 21,6 |
Молдова | 12,0 | 18,1 | 27,1 | 37,3 | 34,0 | 39,7 | 35,7 |
Польша | 15,7 | 19,6 | 23,5 | 19,7 | 18,5 | 15,2 | 12.6 |
Россия | 12,0 | 14,7 | 23,5 | 32,8 | 36,7 | 40.3 | 41,6 |
Румыния | 22,3 | 13,7 | 15,7 | 18,0 | 16,4 | 17,4 | 19,1 |
Словакия | 6.0 | 7.7 | 15,1 | 18,0 | 16,4 | 17,4 | 19,1 |
Узбекистан | 12,0 | 11,4 | 7,8 | 11.7 | 10,1 | 9,5 | 6.5 |
Украина | 12,0 | 16,3 | 25,6 | 33,6 | 38,0 | 45,7 | 48,9 |
Чехия | 6,0 | 6,7 | 12,9 | 16,9 | 16,9 | 17,9 | 11,3 |
Эстония | 12,0 | 19,9 | 26,2 | 25,4 | 24.1 | 25,1 | 11|8__ |
WWmiovjfy\roiHv Yrsrobvg
В процессе неуправляемой реструктуризации народного хозяйства и спонтанной приватизации наблюдался значительный рост хищений и воровства. Государственные чиновники «приватизировали» крупнейшие и наиболее прибыльные предприятия, сырье и материалы; директора предприятий — сырье и оборудование; рабочие — детали и инструменты; владельцы инвестиционных компаний — деньги у населения и т.д. Бюрократия наглядно демонстрировала феномен рентоориентированного поведения.
На тесную связь теневой экономики и коррупции указывают И.Клямкин и JI. Тимофеев. По их мнению, «главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции» (см. также главу 10)'. Авторы подчеркивают, что «подпольная экономика» в ее современном отечественном варианте не только не противостоит экономике «формальной», но и тесно интегрирована в нее. Иначе говоря, в основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот2. Теневая экономика в России, таким образом, выступает как приватизированное государство, или, по выражению И. Клямкина и Л. Тимофеева, теневое «парагосударство». В этом «парагосударстве» функции, которые, в принципе, должны быть исключены из рыночного оборота (например, суд, армия, законотворчество и др.), утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.
С началом рыночных реформ, если за точку отсчета принять либерализацию цен в январе 1992 г., появились новые стимулы для развития теневой и неформальной экономики:
- неспособность государства выполнять свои функции;
- нарушение «status quo» в обществе (проблема «безбилетника»);
- ослабление системы наказания;
- развал системы правовых институтов;
- рост коррупции;
- распространение неформальных отношений и т.д.
1.Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. — М.: РГГУ, 2000. — С. 11.
2.Там же. —C.II.
Одной из важнейших черт переходной экономики явилась институционализация теневого сектора, которая стала устойчивым элементом экономической системы, своеобразным дополнением к легальной экономике.
- Тема 1. Теория трансакционных издержек
- 1.1. Подход Коуза-Уильямсона
- 1.2. Подход Норта
- 1.3. Проблема измерения трансакционных издержек
- Тема 2. Теория прав собственности
- 2.1. Основные положения теории
- 2.2. Перечень Оноре
- 2.3. Теорема Коуза
- 2.4. Проблема спецификации прав собственности
- Тема 3. Институциональные аспекты государственного регулирования
- 3.1. Институциональная природа государства
- 3.2. Сущность и определение государства
- 3.3. Функции государства
- 3.4. Установление «sfafus quo» в обществе
- 3.5. Проблема «безбилетника», «дилемма наказания»
- 3.6.Роль системы наказания (механизмов принуждения)
- 3.7. Контрактная и эксплуататорская концепции государства
- 3.8. Теория «оседлого бандита» м. Олсона
- Часть II «о государстве» (из главы XVII «о причинах, возникновении и определении государства»)
- 4.1.Теория общественного выбора как одно из направлений институциональной теории
- 4.2.Теория бюрократии
- 4.3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты
- 4.4. Механизм принятия решения государственными чиновниками
- 4.4.2. Субъективные факторы
- 4.5. Конституция экономической политики
- 4.6. Проблема коррупции
- 4.7. Методы борьбы с коррупцией
- Тема 5. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика.
- 5.1. Классификация видов теневой экономики по Фанту1
- 5.2.Определение теневого сектора в российской экономической литературе
- 5.4. Методы измерения теневой экономики
- 5.5.Теневая экономика в мире
- 5.6. Теневая экономика в России
- 5.7.Институциональные причины теневой экономики
- 5.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
- 5.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
- 5.8. Структура теневого бизнеса
- Тема 6. Институциональные теории и экономический рост
- 6.1. Понятие институциональных технологий
- 6.2. Импорт институтов
- 6.3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов
- 6.4. Негативные последствия импорта институтов
- 6.5. Институциональные ловушки
- Тема 7. Институциональные проблемы переходного периода в России
- 7.1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования
- 7.2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов
- 7.2.1. Неоклассический вариант
- 7.3. Особенности импорта институтов в России
- 7.4.Роль государство в проведении институциональных реформ
- Тема 8. Формирование основных экономических институтов в переходной России
- 8.1.Преобразования в сфере собственности
- 7.2. Структурные реформы
- 7.3. Инвестиционные процессы
- 7.4. Финансовые институты
- 7.5. Роль неформальных институтов в российской экономике
- Тема 8. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике
- 8.1.Институциональные причины «барьерного» характера
- Российской экономики
- 8.2.Барьеры и трансакционные издержки
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- 8.4. Дебюрократизация экономики