logo search
Otvety_GOSy_1

Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.

Рынок труда представляет собой совокупность экономических отношений по поводу аренды и использования ресурса труда, которые специфически противоречиво проявляются в условиях рыночно-трансформируемой экономики, что усиливает роль государственного регулирования социально-трудовых отношений, которое должно образовывать систему методов и форм, учитывающих национальные особенности общественного хозяйства.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Рынок труда, являясь специфической сферой хозяйственной системы общества, выступает в качестве экономического механизма эффективного использования трудового потенциала страны, регионов, муниципальных образований и отдельных предприятий, способствующего применению гибких форм занятости, повышению общей мобильности ресурса труда как потенциального фактора производства, росту его качества.

2. Как экономическая категория рынок труда представляет собой подсистему социально-экономических отношений между частными работодателями, государством, работниками, трудоспособными гражданами, общественными объединениями и институтами по поводу формирования, распределения и использования ресурса труда во взаимосвязи интересов субъектов экономики.

3. Рынок труда, в отличие от других ресурсных рынков, выражает более сложные и многогранные субъектно-объектные отношения: основными субъектами являются продавцы ресурса труда - наемные работники и работодатели, при этом государство выступает не только в качестве одного из работодателей, но и создает условия для его функционирования, организует систему восполнения и воспроизводства профессиональных кадров.

Механизм регулирования рынка труда - это сложная экономическая и институциональная система, включающая в себя совокупность методов, форм и инструментов экономического и административного регулирования.

Формирование этого механизма в условиях трансформируемой экономики России отражало основные этапы становления рыночных отношений и, в частности, отечественного рынка труда, что определяло степень его зрелости и эффективности в переходный период.

Рынок труда это не только сложный по структуре, но и наиболее динамичный рынок, все структурно-функциональные составляющие которого, чрезвычайно мобильны. Это касается факторов спроса, предложения, цены ресурса труда, крупных сегментов и мелких секторов, определенных категорий работников и т.п.

При всей своей мобильности, рынок труда имеет ограниченные возможности в регулировании социальных процессов в обществе, в частности, уровня занятости. В этой связи действенное влияние на процессы, происходящие на рынке труда, должно оказывать государство, к функциям которого относится регулирование отношений между работодателями и наемными работниками (их объединениями), проведение в зависимости от конкретных условий активной или пассивной политики занятости с целью смягчения проблемы безработицы и т.п.

Основные инструменты механизма регулирования рынка труда: бюджетная, налоговая, кредитная политика, регулирования минимальной и средней оплаты труда, государственного программирования и т. д.

Механизма централизованного государственного регулирования рынка труда реализуется в зависимости от уровней управления: федерального, регионального и локального, а также обоснование необходимости и путей его систематизации.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, «деление» рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное (децентрализованное) регулирование рынка труда через налоговую, кредитно- денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финанасово-кредитной политики. Принципиально по сравнению с федеральным уровнем регионы могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни - уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы. На региональном уровне в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса. Подобно тому, как на федеральном уровне проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.