2. Опишите риски внешней и внутренней среды, являющиеся специфическими именно для корпорации.
Для начинающего предприятия желательно использование низкорискового собственного финансирования и внутренних источников денежных фондов, что может быть обеспечено за счет привлечения капитала особых инвесторов - венчурных инвесторов. Венчурный инвестор обычно имеет в своем инвестиционном портфеле высокорисковые инвестиции и вложения и поэтому предъявляет требования довольно высоких потенциальных доходов от каждой конкретной предпринятой им инвестиции. Крайне высокий доход, требуемый венчурным инвестором, обусловлен высоким уровнем делового риска, характерного для данного типа инвестиционных решений.
На втором этапе развития («зрелости») становится менее привлекательным, целесообразным и эффективным прибегать к использованию венчурного капитала в силу высокой требуемой отдачи на инвестиции. Поэтому предприятию следует определить, какие подходящие внешние финансовые ресурсы, источники и резервы можно было бы привлечь для замещения выбывшего венчурного капитала.
Лучшим способом перехода от венчурного капитала к новым формам финансирования деятельности предприятий является выход на фондовый рынок посредством котировки с привлечением механизмов и сил рынка ценных бумаг, то есть фактически инкорпорирование предприятий (приобретение юридического статуса акционерного общества со всеми вытекающими из этого факта правами и обязательствами). На фондовом рынке могут быть аккумулированы гораздо более существенные и значительные по объемам денежные ресурсы и привлечена широкая аудитория инвестирующей публики (инвесторов с собственным, пусть и незначительным, капиталом) за счет реализации акций акционерного общества. Такого рода процедура первичного публичного (открытого) предложения невозможна, как правило, для вновь созданных предприятий, так как, по определению, у них нет необходимого опыта и исторических достижений, которые можно было бы использовать для установления уже достигнутого прогресса, успеха или хотя бы реальных перспектив на будущее. В сущности инвестиции на этом этапе осуществляются для усиления концепции продуктовой стратегии с определенными прототипами и маркетинговыми исследованиями, а также составлением бизнес-плана, определяющего будущие перспективы и параметры успешного развития. Такие инвестиции в большинстве случаев привлекательны лишь для небольшого числа специализирующихся на них профессиональных инвесторов, но лишь до тех пор, пока акционерное общество не продемонстрирует устойчивые успехи и конкретные практические достижения, а также существенные перспективы дальнейшего бурного роста, процветания, после чего более значительное количество потенциальных инвесторов выразит заинтересованность в данном предприятии посредством активной скупки ценных бумаг (акций) на фондовом рынке. Таким образом, изменение источников финансирования деятельности акционерных обществ в ходе жизненного цикла представляет собой еще одно новое измерение, дающее возможность с иных позиций оценить уровень организации и практической реализации экономической стратегии предприятия.
На стадии «зрелости» бизнес-риск сокращается и достигает среднего значения и поэтому акционерное общество может позволить себе до некоторой разумной степени увеличить финансовый риск. Денежные поступления в этот период принимают устойчивое положительное значение, и полученная комбинация рисков позволяет безбоязненно прибегать к займам и кредитам, нежели как прежде использовать исключительно собственные финансовые ресурсы, фонды и источники, которые теперь становятся доступными в процессе развития предприятия и процветания бизнеса. Альтернативой внешнему финансированию на стадии «зрелости» может выступать часть прибыли, полученная предприятием для целей реинвестирования в бизнес. Следует помнить, однако, что прибыль эта должна быть не только достаточной для возмещения первоначальных инвестиций, но также и то, что дополнительные финансовые ресурсы могут быть получены за счет займов и других внешних источников финансирования.
Риск, связанный с долговым финансированием с точки зрения кредиторов ниже, чем с точки зрения собственников-акционеров в соответствии с сохранностью и гарантированностью, принятой и законно обеспечиваемой предприятием (приоритетность предоставления полного погашения и возврата средств). Риск и доход взаимосвязаны прямо пропорционально, так что доход, требуемый на долговое финансирование должен всегда быть меньше, чем тот, что требуется на собственное финансирование для одной и той же акционерной компании, то есть долг является более дешевым для предприятия. Таким образом, прибыль, произведенная зрелой акционерной компанией, которая применяет долговое финансирование, улучшает финансовое положение, и показатель отдачи на собственный капитал выглядит даже более выгодно, так как меньше собственного капитала требуется для обеспечения развития и процветания бизнеса.
Все это становится еще более важным по мере достижения финальной стадии
Независимо от конкретного этапа жизненного цикла корпорации должны стремиться достичь оптимума в двух направлениях: максимизация рыночной стоимости активов (как конечный результат инвестиционной стратегии) и одновременно минимизация стоимости капитала предприятия (как результат реализации стратегии финансирования).
- Понятие и сущность менеджмента (сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление», основные функции менеджмента и их взаимосвязь).
- Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления.
- Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).
- Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).
- Системный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Ситуационный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Процессный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.
- Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
- Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
- Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу
- Понятие мотивации. Основные положения теории справедливости Дж. Стейси Адамса и ее практическая значимость.
- Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
- Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации.
- Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «х и y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.
- Типы субъектов предпринимательского бизнеса.
- Конкуренция и ее виды. Конкурентоспособность организации, факторы ее определяющие
- Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса
- Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.
- Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.
- Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция
- Государственный и частно - государственный бизнес
- Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты
- Законы спроса и предложения
- Структура национальной экономики. Теневая экономика
- Государственный бюджет: его дефицит и профицит
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальное богатство.
- Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.
- Основные маркетинговые стратегии
- Организация деятельности маркетинговой службы
- Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др.)
- Типы организаций, их характеристика
- Жизненные циклы организации
- Организационная культура
- Понятие миссии и целей организации
- Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.
- Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе, предложенные Майклом Портером
- Классификация корпоративных стратегий и их место в системе стратегического управления
- Преимущества и недостатки способов вхождения в новый бизнес
- Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля.
- Взаимосвязь hr-менеджмента с другими направлениями управления в организации.
- Основные национальные школы hr-менеджмента (сша, Япония, Западная Европа).
- Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.
- Инвестирование в человеческий капитал организации.
- Рынок труда: понятие, макроэкономические функции, сегментация, инфраструктура.
- Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.
- Имидж организации работодателя на рынке труда: критерии, условия обеспечения.
- Сущность, цели, основные принципы и функции public relations. Pr в системе менеджмента.
- Организация pr-деятельности в организации. Основные этапы pr-деятельности.
- Основные методы и средства pr. Отношения со средствами массовой информации.
- Вопросы по специализации
- Корпорация: определение, особенности формирования и развития в России.
- Виды корпораций. Особенности корпораций в сравнении с другими формами организации предпринимательской деятельности.
- Основные направления государственного регулирования корпоративной деятельности.
- Место и роль банков в финансово-промышленных группах.
- 5. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
- 6. Предпринимательские и некоммерческие корпорации.
- 7. Принципы управления корпорацией: централизация, децентрализация, координация, использование человеческого потенциала, эффективного использования сопутствующих видов деятельности.
- 8. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, инвесторы.
- 9. Функции корпоративного управления.
- 10. Система органов управления корпорации, их состав, принцип деятельности, компетенция и взаимосвязь.
- 11. Принятие управленческих решений в корпорации: создание системы оперативного управления, анализ альтернатив управленческого решения.
- Слияния и поглощения. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний: горизонтальные, вертикальные, конгломератные.
- Реорганизация бизнеса: цели и формы: слияния, присоединения, разделения, выделения преобразования.
- 14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.
- 17. Оценка собственного потенциала компании как этап реструктуризации компании: мероприятия, методы.
- 21. Участники bpr-проекта.
- 24. Abc методология: возникновение и использование при реализации bpr-проекта.
- 27. Конкурентное преимущество как цель стратегического маркетинга. Анализ конкурентноспособности товара и фирмы. Потребительское качество.
- II. Примеры теоретических вопросов на понимание терминологии, основных понятий и принципов предметной области специальности
- 1. В чем отличие стратегии от миссии? Могут ли они совпадать?
- 2. В чем разница стратегического и оперативного управления?
- Прокомментируйте утверждение: «Основной принцип pr деятельности – это осуществление коммуникаций до получения результата». Аргументируйте ответ.
- 4. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.
- 5. Чем отличается слияние компании от присоединения одной компании к другой?
- В чем проявляется влияние государства на систему корпоративных норм и корпоративных ценностей?
- III. Пример задания на понимание понятий и принципов их взаимосвязей в предметной области специальности
- 1. Раскройте противоречие интересов топ-менеджмента, акционеров и инвесторов корпорации.
- 2. Опишите риски внешней и внутренней среды, являющиеся специфическими именно для корпорации.
- 3. Охарактеризуйте известные методы корпоративного управления.
- 4. Опишите влияние внутренней среды организации на принимаемые в организации стратегические решения.
- 5. Раскройте взаимосвязь организационной культуры и реализации стратегии организации.
- IV. Пример задания на применение полученных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач
- В чем вы видите основную причину эффективной деятельности корпорации?
- Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятельности?