Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
Факторы размещения – это совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения предприятия.
Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:
– природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;
– экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию;
– демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами;
– факторы социальной инфраструктуры, т. е. социальная обстановка в обществе, наличие профсоюзов.
Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы. В современной экономической литературе в зависимости от различной ориентации на тот или иной фактор принято классифицировать отрасли обрабатывающей промышленности следующим образом:
обрабатывающие отрасли сырьевой ориентации;
обрабатывающие отрасли топливной ориентации, энергетической, топливно-энергетической;
обрабатывающие отрасли потребительской ориентации;
обрабатывающие отрасли с ориентацией на наличие трудовых ресурсов.
В размещении предприятий важна роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение предприятий способствует более эффективному использованию ресурсов и комплексному развитию районов страны.
Для многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать при размещении влияние преобладающих факторов при всей их совокупности. Например трудоемкость, как главный фактор, учитывается при размещении станкостроения, приборостроения, электротехнической и радиотехнической промышленности, а также текстильной, швейной, обувной, трикотажной. На потребительский фактор ориентируется нефтеперерабатывающая промышленность, резинотехническая, кирпичная, сельскохозяйственное машиностроение, хлебопекарная, кондитерская, молочная, мясная промышленность.
Вместе с тем во всех отраслях, наряду с преобладающим, большое влияние на их размещение оказывают и другие факторы. Например, в черной металлургии большое значение имеют сырьевой и топливно-энергетический факторы. Важное значение для обоснования размещения производства имеют обеспеченность рабочих основными производственными фондами, энерговооруженность и пр. Большое влияние на рациональное размещение производительных сил оказывают демографические факторы. При размещении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходимо учитывать, как уже сложившуюся в данном месте, демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также общий прирост самого производства.
Важной стороной кадровой политики, влияющей на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т. е. районов трудодефицитных, с экстремальными условиями, слабозаселенных. Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор.
Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс. Его непрерывность зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.
Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.
Рассмотрим территориальную сегментацию рынка платных услуг. Для этого проанализируем соотношение объема платных услуг в разных регионах РФ (прил. 18).
Многие виды услуг сконцентрированы по объему в нескольких крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Уровень оказания услуг в других регионах остается низким. Удельный вес объема платных услуг населению в Центральном районе в 2000 году составил 39,46% всего объема по РФ. Объем платных услуг населению в Центральном районе на порядок выше, чем в других районах,
Сумма, затраченная на платные услуги в Центральном районе более чем в 3 раза превышает суммы, затраченные на услуги в других районах. Это объясняется следующими причинами:
Высокая плотность населения.
Высокая степень концентрации производства.
Экономически выгодное положение района.
В Северном, Северо-Западном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Восточно-Сибирском районах объем платных услуг существенно меньше, что объясняется противоположными причинами:
меньшая плотность населения и концентрации производства;
большая доля производственного сектора и меньшая направленность на потребительский рынок;
не большое количество предприятий, оказывающих услуги;
относительно низкие доходы населения.
В Западно-Сибирском районе наибольший объем услуг был оказан населению Тюменской области, наименьший – в республике Алтай. Омская область по оказанию платных услуг населению в расчете на одного жителя занимала в 1999 году тридцать второе место в России и пятое место в Западно-Сибирском районе. В настоящее время ситуация осталась неизменной. Более высокий объем оказанных платных услуг в Тюменской области можно объяснить ее промышленным потенциалом в нефтяной и газодобывающей промышленности, в электроэнергетике, что ведет к увеличению доходов населения, которое, в свою очередь, начинает увеличивать потребление услуг. В Омской и Новосибирской области относительно небольшие объемы оказываемых платных услуг можно объяснить направленностью этих районов на промышленное производство и, вследствие этого, небольшой долей потребительского сектора.
Рассматривая структуру объема бытовых услуг по регионам Российской Федерации (прил. 19) необходимо выделить следующие регионы, занимающие первые три ведущих места:
Центральный;
Уральский;
Северо-Кавказский.
Наиболее неблагоприятная ситуация обстоит в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Северном регионах.
Анализ бытовых услуг населению по регионам Российской Федерации показал, что 36,8% всего объема услуг приходится на Центральный район. Среднее положение по величине объема услуг занимают Поволжский и Северо-Кавказский районы, удельный вес которых по объему бытовых услуг составляет 8,6% и 8,9% соответственно. В Северном, Северо-Западном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Восточно-Сибирском районах объем оказываемых населению платных услуг существенно ниже, что связано с меньшей плотностью населения, преобладанием производственного сектора, относительно низкими доходами населения, небольшим количеством предприятий, оказывающих услуги. В Уральском и Западно-Сибирском районах объем оказываемых платных услуг примерно одинакового уровня. Так, например, Уральский район занимает 10,9%, а Западно-Сибирский – 8,4% общего объема бытовых услуг РФ. На долю других регионов России приходится от 2,7% до 5,4% объема бытовых услуг.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9