logo search
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие

Отраслевые особенности не позволяют установить единые для всех отраслей оптимальные размеры производств и предприятий.

В каждой отрасли размер предприятий должен определяться оптимальными размерами производства, условиями транспортировки сырья и готовой продукции и рядом других факторов, связанных с размещением предприятия.

Под оптимальными размерами производства в промышленности следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.

В каждой конкретной отрасли имеются оптимальные размеры предприятий, объективно обусловленные механизмом образования экономического эффекта концентрации от сочетания оптимальных производств с условиями и факторами организации и размещения производства в данной отрасли. Например, в обувной промышленности на предприятии среднего размера пошивочный поток обычно имеет мощность 1 млн. пар обуви в год. Оптимальным размером обувного предприятия считается 3-4 потока. Для некоторых производств на размер предприятия влияет транспортабельность продукции. Поставка кирпича далее 200 км от завода не рентабельна, потому, что при этом транспортные расходы после 200 км возрастают на 20%-25% на каждые 50 км. Поэтому мощность кирпичного производства не должна 40 млн. штук в год.

В отдельных отраслях имеются и свои специфические факторы, оказывающие влияние на размеры производства и предприятий. Например, в отраслях перерабатывающих сельскохозяйственное сырье важен такой фактор как плотность сырья и допустимый радиус его поставки.

В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат на выпуск продукции.

Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.

В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис. 1. Здесь показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А + В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.

Рис. 1. Зависимость полных затрат от объема производства:

А – внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции;

В – внепроизводственные затраты;

П – полные затраты на производство и реализацию продукции

В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия.

Последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но, начиная с определенного момента, все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Следует объяснить эту закономерность при помощи того, что экономисты называют положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства, или эффектами масштаба.

Положительный эффект масштаба – это эффект массового производства или экономия, обусловленная ростом масштабов производства. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства:

1. Специализация труда. Обеспечиваемая ростом масштабов производства возможность разделения трудовых операций позволяет рабочим приобрести особенно большой опыт в выполнении конкретных заданий, закрепленных за ними. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.

2. Специализация управленческого персонала. Расширение масштаба операций будет означать, что для выполнения всех управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете, это приведет к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.

3. Эффективное использование капитала. Только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

4. Производство побочных продуктов. Организатор крупномасштабного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма

Все эти технологические факторы будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способен расширить масштабы своих операций. Однако со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции. Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя.

Тот факт, что существует оптимальный с точки зрения эффективности размер фирмы, не означает, что растущие фирмы обречены стать неэффективными. Технологические или даже управленческие отрицательные эффекты масштаба не обязательно ограничивают размер объединения в отличие от размера отдельного предприятия: процессы всегда могут быть продублированы, когда они приобретают неэффективные размеры. Даже если существует оптимальный объем выпуска для каждого из заводов и технологических линий фирмы, для фирмы в целом он может и не существовать. Кроме того, даже если включающая много предприятий фирма слишком велика, чтобы максимизировать эффективность использования данного объема ресурсов, она может быть не в состоянии достичь эффективности путем децентрализации без некоторого положительного темпа роста.

В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей. Она может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Фактически во многих отраслях количество возможных размеров предприятия совершенно не ограничено. Если кривые долгосрочных издержек фирм в любой отрасли горизонтальны, размер фирмы неопределим. Если размер каждой фирмы неопределим, то же самое можно сказать и о числе фирм в отрасли, что вызывает сомнения по поводу необходимого для ситуации совершенной конкуренции большого числа фирм.

Для уяснения этого вопроса полезно воспользоваться концепцией минимального эффективного размера. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Это становится возможным при объеме производства, равном q1 (см. Рис. П. 20.1). Благодаря протяженности отрезка графика, соответствующего постоянной отдаче от роста масштабов производства заметно, что фирма, производящая существенно большее количество продукции, точно также обеспечивает себе минимальные средние издержки. Собственно говоря, в пределах отрезка q1q2 все фирмы оказываются одинаково эффективными.

Стоит сравнить это с ситуацией, при которой положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный – относительно отдаленным (см. Рис. П. 20.2). При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции). Это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимального эффективного размера производства, и окажутся нежизнеспособными.

В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный – возникает очень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства (см. Рис. П. 20.2). В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества, относительно мелких производителей.

Из сказанного следует, что форма кривой долгосрочных средних издержек, зависящая от положительного и отрицательного эффектов масштаба, может иметь определяющее значение для структуры и уровня конкурентоспособности данной отрасли. Является ли отрасль "конкурентной" (состоящей из относительно большого количества мелких фирм) или "концентрированной" (подчиненной господству нескольких крупных производителей) – зависит от применяемой в отрасли технологии и вытекающей отсюда формы кривой средних долгосрочных издержек. Снижение издержек производства означает, что уже существующие крупные фирмы с помощью низких цен могут разорять мелкие и блокировать становление новых фирм, навязывая, таким образом, монополистический контроль над мировыми рынками. Экономия на масштабах относится к важнейшим факторам, определяющим структуру торговли в сельском хозяйстве, где крупный агробизнес развитых стран может с помощью низких цен оказывать давление на низкопродуктивные семейные фермы развивающихся стран. Экономия на крупных масштабах производства позволяет ему устанавливать монополистический и олигополистический контроль над условиями международных поставок так же, как он это делает на своих внутренних рынках широкого круга продуктов. Более того, этот процесс установления рыночного господства контроля во многом необратим. Экономики стран, изначально оказавшихся в положении отставших, просто не могут конкурировать с гигантскими корпорациями.

Малые предприятия проявляют сравнительно высокую способность к выживанию. Многие из них не выдерживают конкуренцию и закрываются. Тем не менее, многие малые предприятия продолжают успешно функционировать. Важнейшими причинами их устойчивости являются: гибкость, узкая специализация производства, использование современной микропроцессорной техники, помощь государства мелкому бизнесу с точки зрения финансовых средств, льготного налогообложения, научного консультирования.

Крупные фирмы, в отличие от малых, имеют возможность осуществления массового стандартизированного производства, а также расширение сферы своей деятельности. Однако пропорционально росту размеров компании снижается гибкость управления. В связи с этим необходимо оптимальное сочетание предприятий различных размеров.