logo search
Мырзахмет Ж

6. Конкуренция - важный элемент рыночного механизма.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отно­шений, является понятие конкуренции (от лат. конкурро - сталки­ваться). В общем виде конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установле­ния цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкурен­ция между производителями. Аналогичным образом можно опре­делить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен, объема спроса на рынке. Конкурен­ция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций.

Конкуренция означает экономическое соперничество между рав­ноправными субъектами рынка за более выгодный сбыт товаров, или более выгодное вложение средств.

Отсутствие конкуренции ведет к монополизму, то есть к праву отдельных предприятий, банков, государства диктовать свои условия на рынке.

Конкуренция тем эффективнее, чем больше субъектов рынка. По­этому конкуренция и монополия понятия несовместимые.

По западным оценкам считается, что продавцов одного и того же вида товара должно быть не менее 4-5, а наиболее эффективно 8-15. Но если 4 фирмы контролируют 80% продажи, рынок счита­ется монополизированным.

Классическую форму конкуренции принято называть свободной совершенной, ценовой. Здесь механизм свободного ценообразова­ния является самым эффективным способом функционирования экономики.

Основоположником теории свободной (классической) конкурен­ции является А.Смит. Классическая форма конкуренции наблюда­лась в странах с рыночной экономикой с XVIII века до последней четверти XIX века, то есть до начала возникновения в экономике промышленно развитых стран

Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производителей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара.

Конкуренция по ее методам делится на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе качества продукции (потребительской сто­имости).

Сущность ценовой конкуренции состоит в том, что однородные виды продукции предлагаются на рынке по самим разнообразным ценам. Снижение цены является той основой, с помощью которой продавец вьщеляет свою продукцию, привлекает к ней внимание и в конечном счете добивается успеха на рынке. Основным методом ценовой конкуренции является снижение издержек производства, а следовательно и цены реализуемых товаров.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план улучшение ка­чества продукции.

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции является исполь­зование рекламы, факторов маркетинга и др.

Современные рынки делятся не только по видам продукции, но и по характеру конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции.

1. Рынок совершенной конкуренции составляют множество про­давцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) то­вара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не может контролировать спрос, поставку товара на рынок или цену на него.

Один продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку покупатель может свободно приобрести любое необхо­димое ему количество товара по рыночной цене у другого продав­ца. Каждый продавец сбывает один и тот же продукт. На этом рынке легко появиться и легко его оставить. К такой модели рын­ка, например, близки рынки сельхозпродуктов: зерна, овощей, све­жих фруктов и т.п.

2. Рынок несовершенной конкуренции включает:

После второй мировой войны западная экономическая мысль заявила о появлении крупных компаний, делящих между собой рынок сбыта.

«Большинство крупных корпораций оперирует в рыночной струк­туре олигополии»,- писали в 1975 году американские экономисты Роберт Хейлбронер (1919 г.) и Лестер Сароу (1938 г.), - они делят рынок и типично конкурируют друг с другом посредством рекламы, продуктовой дифференциации, предоставления услуг и т. д.».

Пол Самуэльсон, американский экономист, пишет: «Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкурен­ции.»

(П. Самуэльсон и Нордхаус В. Реферат учебника «Экономикс». Ж. Экономические науки, № 1, 1991, с. 110. )

В конце последней четверти XIX века на смену классической любодной) конкуренции пришла несвободная, несовершенная, еценовая монополистическая конкуренция.

Сложился рынок монополистических объединений (картелей, синдикатов, трестов, консорциумов, концернов).

Несовершенная конкуренция возникает, когда какой-либо конкурент влияет на цену. В реальности почти все владельцы «...втянуты в свободную конкуренцию».

Теория несовершенной конкуренции разработана английской экономистом Джоан Робинсон (1903 - 1983 гг.) в ее работе «Экономика несовершенной конкуренции».

- Рынок монополистической конкуренции (от греческого «монос» )дин, «полео» - продаю) образует множество продавцов, которые продают похожую, но не идентичную продукцию. Продукты могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, а также по ассортименту, сопутствующих услуг. Покупатели видят эти особенности и готовы заплатить за товары высокие цены. К такой модели, например, близка розничная торговля одеждой, обувью, продуктами питания, бензином и т.п.

Реальные изменения в конкурентной борьбе нашли отражение в теории монополистической конкуренции, основоположником которой является американский экономист Чемберлин Эдвард Гасингс (1899-1967 гг.). В работе «Теория монополистической кон­куренции» он разработал основные положения монополистической конкуренции и выделил одну форму конкурентной борьбы: за «диф­ференциацию продукта».

«Вместе с дифференциацией,- писал он,- появляется монополия и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует диф­ференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конку­ренции более или менее несовершенных заменителей.

Таким образом, монополии прибегают к дифференциации продукта как метода конкуренции в борьбе друг с другом.