logo
Мырзахмет Ж

7. Монополистические объединения в условиях рынка и проблема их регулирования.

Монополия - термин происходит от двух греческих слов: «моно» - один, «полео» - продаю. Что означает - «единовластие».

В последствии этот термин стал применяться для обозначения единовластия в сфере производства, единовластия на рынке.

История свидетельствует, что массовое возникновение монопо­лии началось в конце последней четверти XIX века под влиянием НТР, концентрации и централизации капитала. Появились моно­полистические объединения как в сфере производства, так и в сфе­ре товарно - денежного обращения: картели, синдикаты, консор­циумы, корпорации, концерны.

В экономической теории все монополии классифицируются по характеру и причинам их возникновения, времени действия и степени охвата рынка.

Искусственные монополии - это договорные (кратковременные или долговременные) соглашения по монополизации рынка.

Организационные монополии:

В практике рыночной экономики к модели рынка «чистой мо­нополии» относятся естественные монополии.

Естественные монополии - это предприятия сферы услуг, произ­водящие и поставляющие населению тепловую энергию, газ, элек­тричество, предприятия водоснабжения, связи, телевидения, же­лезнодорожного и воздушного транспорта. В мировой практике все рынки естественных монополий подлежат государственному регулированию.

При монополии нет соперников. Монополистическая структура производства возникает в том случае, когда отдельный производи­тель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта. Даже небольшое предприятие может быть мо­нополистом, если его доля в производстве того или иного товара высока.

Крупная корпорация может не занимать монопольного поло­жения, если ее рыночная мощь уравновешивается другими произ­водителями. Монополизмом называют и тип экономических отно­шений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут на­вязывать собственные интересы контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности.

Создание условий и поддержание конкуренции является забо­той государственных антимонопольных органов, наблюдающих за состоянием рынка. Важную роль в сочлании конкурентной среды играют мелкие и средние предприятия, свобода предприниматель­ской деятельности.

В условиях рынка для регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Так, например, в Рее публике Казахстан действует закон «О естественных монополиях от 9 июля 1998 года, в июне 1999 года принят закон «О недобро совестной конкуренции» и наконец в январе 2001 года принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

В США первый антимонопольный закон был принят конгрессом США в 1890 году, который был назван «Законом Шермана» по имени автора, разработавшего этот антимонопольный закон.

Цель данного законодательства - регулирование деятельности естественных монополий, запрещение любых соглашений между собой о ценах, разделе рынков, устранении конкурентов, которые ведут к ослаблению конкуренции и усилению положения монополий.

Методические рекомендации к лекции

Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на взаимодействие законов спроса и предложения, движение кривых спроса и предложения, изменение объемов спроса и предложения. Понятие эластичности как степени реакции одной экономической вели­чины на изменение другой, выраженная как отношение процент­ных изменений. Потребительское поведение рассматривается с позиций пре­дельной полезности и кривых безразличия. Ознакомиться с классификацией и видами рынков,

при ординалистском подходе используются кривые безразличия и бюджетные линии. кривая безразличия графически изображает наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью. множество кривых безразличия на плоскости называется картой безразличия.

основные свойства кривых безразличия:

  1. чем выше расположена кривая, тем предпочтительнее она для потребителя;

  2. кривые не пересекаются;

  3. имеют отрицательный наклон;

  4. выпуклые к началу координат.

бюджетная линия представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном. она показывает различные комбинации товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном доходе. при увеличении дохода бюджетная линия смещается вверх, вправо параллельно предыдущей линии, при уменьшении дохода- вниз и влево.

потребительское поведение- это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. оно рассматривается с кардиналистской и ординалистской точки зрения.

кардиналистский подход (количественный) предполагает возможность соизмерения полезности различных благ в единицах (ютилях). полезность, или ютиль (utility)- это субъективное удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товаров и услуг. под предельной полезностью (мu) понимается прирост общей полезности (тu) товара при увеличении объема его потребления на одну единицу. по мере того как количество потребляемого овара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается- в этом заключается суть закона предельной полезности, который лежит в основе закона спроса. общая полезность (тu)-сумма полезностей всех единиц употребленного блага: тu= тu (предыдущая)+ мu

потребительское поведение- это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. оно рассматривается с кардиналистской и ординалистской точки зрения.

кардиналистский подход (количественный) предполагает возможность соизмерения полезности различных благ в единицах (ютилях). полезность, или ютиль (utility)- это субъективное удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товаров и услуг. под предельной полезностью (мu) понимается прирост общей полезности (тu) товара при увеличении объема его потребления на одну единицу. по мере того как количество потребляемого овара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается- в этом заключается суть закона предельной полезности, который лежит в основе закона спроса. общая полезность (тu)-сумма полезностей всех единиц употребленного блага: тu= тu (предыдущая)+ мu

потребительское поведение- это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. оно рассматривается с кардиналистской и ординалистской точки зрения.

кардиналистский подход (количественный) предполагает возможность соизмерения полезности различных благ в единицах (ютилях). полезность, или ютиль (utility)- это субъективное удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товаров и услуг. под предельной полезностью (мu) понимается прирост общей полезности (тu) товара при увеличении объема его потребления на одну единицу. по мере того как количество потребляемого овара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается- в этом заключается суть закона предельной полезности, который лежит в основе закона спроса. общая полезность (тu)-сумма полезностей всех единиц употребленного блага: тu= тu (предыдущая)+ мu