logo
Мырзахмет Ж

5. Производные инвестиции и акселератор. «Парадокс бережливости»

По логике классической школы, высокая склонность к сбере­жениям должна способствовать процветанию нации. Существен­но отличаются на сей счет взгляды кейнсианской школы. Согласно Кейнсу, в странах, достигших высокой стадии развития, стремле­ние сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать. Причины проявляются двояко:

  1. С ростом накопления капитала снижается предельная эф­фективность его функционирования, так как все более сужается круг альтернативных возможностей высокопри­быльных капиталовложений.

  1. С ростом доходов увеличивается доля сбережений.

В связи с этим Кейнс рассматривает категории автономных и производных инвестиций.

Автономные инвестиции - капиталовложения, не зависящие от объема и динамики национального дохода. Они осуществля­ются в виде первоначальных «инъекций» и вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода. Ожив­ление деловой активности, рост занятости повышают склоннос­ти к инвестированию у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными, ибо они зависят от динамики национального дохода.

Акселератор. Возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличе­нию спроса на оборудование и машины. Эта закономерность опре­деляется как эффект акселератора (акселератор -ускоритель).

В экономике для достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства. Всякий рост спроса на пред­меты потребления способен вызвать гораздо более значительное расширение производства средств производства, в результате чего их определенная часть окажется на рынке излишней. Акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и при­ростом потребительского спроса (готовой продукции) или нацио­нального дохода:

где v - акселератор,

I - инвестиции;

Y - доход (или потребительский спрос);

t - год, когда были осуществлены инвестиции.

«Парадокс бережливости». Если экономика находится в со­стоянии неполной занятости, то стремление к сбережению, естест­венно, вызывает уменьшение склонности к потреблению на рынке. Сокращение потребительского спроса, в свою очередь, означает невозможность для производителей товаров продать свою про­дукцию. Производство начинает сокращаться. В этом заключается «парадокс бережливости».