logo
Мырзахмет Ж

9.Инфляция и ее социально-экономические последствия. Классификация инфляции

Что же такое инфляция с экономической точки зрения? Инф­ляция (от лат. inflatio - вздутие) - совокупность социально -эконо­мических процессов, обусловленных обесцениванием бумажных денег. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен. Это конечно не означает, что повышаются обязательно все цены. Растет их общий уровень, измеряемый индексом цен.

Инфляция порождается комплексом причин, важнейшими из которых являются:

- дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги;

- высокий уровень непроизводительных расходов государства (особенно военных расходов), связанных с затратой человеческо­го труда, не увеличивающего выпуска потребительских благ;

- отрыв роста заработной платы от роста производительности труда, а также ряд других причин. Эти причины порождают и способствуют постоянному воспроизводству дефицита госбюджета и часто - излишнюю денежную эмиссию (эмиссия - выпуск в обращение денег и ценных бумаг).

Существует несколько видов инфляции. С точки зрения темпа роста цен выделяют следующие виды инфляции:

а) умеренную или ползучую;

б) галопирующую;

в) гиперинфляцию.

При умеренной инфляции цены растут медленно (менее 10% в год). Инфляция в 2-3% считается нормальным явлением рынка.

При галопирующей инфляции цены растут стремительно, скач­кообразно (от 20 до 200% в год). Такая инфляция считается недо­пустимым явлением, так как приводит к тяжелым социально-эко­номическим последствиям (падению уровня жизни населения, бан­кротству предприятий и т.д.).

При гиперинфляции количество денег в обращении и цены растут астрономическими темпами (500-1000%). Экономическая история дает примеры поражающей гиперинфляции (например, в Боливии в 1985 г. - 3400%, в 1990 г. в Аргентине - 2000%). Спасло экономику Аргентины лишь то, что в этой стране преобла­дало сельское хозяйство и без рыночных отношений можно было прожить некоторый промежуток времени.

По мнению зарубежных ученых, «умеренная инфляция» спо­собна оказать «сбадривающее» воздействие на экономику, способ­ствуя росту капиталовложений и рассасыванию армии безработ­ных. По мнению американского экономиста Ф.Манна и австра­лийского экономиста Олбена Филлиса, умеренное и длительное повышение цен улучшило бы хозяйственный климат, повысило склонность к потреблению.

Действительно, на первом этапе инфляции, когда темпы обес­печения бумажных денег отстают от темпов их эмиссии (так назы­ваемая «ползучая инфляция»), создается специфическая инфляци­онная конъюнктура, при которой рост товарных цен временно сти­мулирует расширение производства и товарного обращения. Одна­ко по мере ускорения обесценивания денег инфляция начинает оказывать быстрое дезорганизующее воздействие на процесс про­изводства и обращения («галопирующая инфляция»), что способ­ствует полному расстройству кредитно-финансовой и валютной систем («гиперинфляция»).

В зависимости от того какие именно формы принимает инфляци­онное равновесие рынков, различают открытый и подавленный типы инфляции.

Открытая инфляция характерна для экономики со свободным це­нообразованием и представляет собой хронический рост цен на то­вары и услуги. Если макроэкономическое равновесие нарушается в сторону спроса и выражается в постоянном повышении цен, инф­ляцию называют открытой. Открытая инфляция вполне совмести­ма с периодическими снижениями цен на отдельных товарных рынках или по крайней мере с замедлением их роста. А раз так, то получается, что открытая инфляция, серьезно деформируя меха­низм рынка, все же не разрушает его.

Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой ин­фляцией, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и возможно, заработной платы), то есть инфляция сопровождается всеобщим государственным контролем над ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужден­ном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок.

Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания госу­дарством товарных цен ниже равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным сред­ством и мерой распределения товаров и услуг.

До 1992 года в Республике Казахстан преобладала скрытая ин­фляция, которая переросла постепенно в открытую галопирующе­го характера, а затем в гиперинфляцию. В 1993 году инфляция составляла в Республике 2260 процентов, в 1994 - 1258, а к концу 1995 года произошла стабилизация «тенге» и инфляция пошла на убыль, сократившись до 56-58%.

В 1996 году инфляция составила около 30%, в 1997 году - более 20%, а к концу 2001 года инфляция в Республике Казахстан соста­вила всего 7%

В зависимости от спроса и предложения различают два тина инфляции: а) инфляцию спроса; б) инфляцию, вызванную ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложе­ния (инфляция предложения). Суть инфляции спроса можно сформулировать одной фразой: «Слишком много денег охотится за слиш­ком малым количеством товаров». Инфляция спроса случается и там, где рыночные связи расстроены монополизмом и длительным господством административно-командного управления. Принима­ют они довольно своеобразные формы. Взять, к примеру, нашу экономику, в которой долгие годы поддерживалась неестественно низкая безработица. Это было достигнуто ценой сохранения из­рядного количества нерентабельных предприятий и избыточных рабочих мест, консервации трудоемкого производства, что нега­тивно сказалось на производительности труда. А когда часть зарп­латы в сущности не заработана, она неминуемо превращается в инфляцию спроса, толкает цены вверх.

Инфляция предложения может возникнуть в результате изме­нений издержек и рыночного предложения.

По степени сбалансированности инфляции различают: а) сбалан­сированную инфляцию и б) несбалансированную инфляцию. При сба­лансированной инфляции цены различных товаров и услуг, не изменяются по отношению друг к другу, а при несбалансирован­ности - цены различных товаров и услуг не стабильны относи­тельно друг друга, причем изменяются в различных пропорциях. В странах СНГ и в Казахстане преобладает пока несбалансирован­ная инфляция, которая создает определенные препятствия для раз­вития малого и среднего бизнеса. Что касается сбалансированной инфляции, то она не страшна для развития предпринимательской деятельности.

Импортируемая инфляция. Существует несколько каналов им­портируемой инфляции:

во-первых, это связано с колебанием валютных курсов. Паде­ние, например, курса тенге по отношению к доллару подталкивает рост цен;

во-вторых, это может быть связано с нарастанием притока на внутренний рынок иностранной валюты, который приводит к уве­личению на внутреннем рынке денежной массы, а следовательно к росту цен.

Темпы роста инфляции измеряется с помощью индекса цен. Уровень (темп) инфляции для текущего периода определяется следующим образом. Из индекса цен текущего периода вычитается индекс цен прошедшего периода и делится на индекс цен прошед­шего периода,

цены на текущего периода - цены прошлого периода

Индекс цен = х 100

цены прошлого периода

Потери от инфляции и их структура:

- потери из-за несовершенства налогового законодательства.

Налоговые законы часто не учитывают воздействие инфляции;

- потери из-за неверных инфляционных ожиданий, нулевой вариант - явление редкое. В этом случае потери от роста цен компенсируются ростом заработной платы.

Философия инфляции заключается в том, что по мере углубле­ния она превращается из временного фактора оживления эконо­мики в тормоз процесса воспроизводства. Падают темпы, наруша­ются пропорции экономического роста, расстраиваются денежно-кредитный, финансовый и валютный механизмы, усиливается со­циально-экономическая неустойчивость в стране. Инфляция де­зорганизует международные экономические отношения, условия воспроизводства рабочей силы, активизирует экономическую пре­ступность, теневую экономику и т.д.

Но есть и позитивный результат, но только для государства -(происходит прирост дохода у государства), а для хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств результат очень негативный (по­являются убытки от инфляции у фирм и потери у домашних хо­зяйств).