logo
Мырзахмет Ж

Сущность предпринимательства, его характерные черты

Предпринимательство — это хозяйственная деятельность, на­правленная на получение прибыли и связанная с риском.

Предприниматель (от франц.) обозначает «посредник». Р. Кантильон впервые использовал термин предприниматель для обозначения лиц, которые наживаются с помощью умения поку­пать дешевле, продавать - дороже. Предприниматель в понима­нии Р. Кантильона был субъектом особым, наделенным способ­ностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту от­ветственности за принимаемые решения.

Адам Смит под предпринимателем понимал собственника предприятия, а целью предпринимательской деятельности — полу­чение предпринимательского дохода.

Ж.Б. Сэй в отличие от А. Смита основную функцию пред­принимателя видел не в извлечении прибыли, а в организации и управлении воспроизводством в рамках обычной хозяйственной деятельности.

Инновационную трактовку предпринимательства дал И. Шумпетер, инновация трактовалась им как, открытие нового техничес­кого знания, используемого в воспроизводстве, внедрение в производство новых технологий и новых сырьевых продуктов, освоение новых источников и форм снабжения, новых форм организации труда и производства. Й. Шумпетер отождествляет предпринима­теля с инноватором. Предприниматель — не обязательно собствен­ник, в этом качестве способен выступить и менеджер.

А. Тюнен характеризует предпринимателя как обладателя осо­бых качеств и потому претендующего на незапланированный до­ход.

Основными условиями существования и развития предприни­мательства являются:

Характерные черты предпринимательства:

  1. Наличие у субъекта определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида хозяйственной деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению при­были и т.д.

  2. Предпринимательство предполагает ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск.

  3. Ориентация на достижение коммерческого успеха, получе­ние прибыли.

  4. Многообразие форм, видов и типов собственности, а зна­чит и предпринимательства.