logo
Мырзахмет Ж

Виды предпринимательской деятельности.

По назначению деятельности предпринимательство подразде­ляют на следующие виды:

а) производственное;

б) коммерческое;

в) финансовое;

г) консультативное.

Производственное предпринимательство - это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, ин­формации. При этом функция производства является для предпри­нимателя основной.

Содержание и способы осуществления производственного предпринимательства в общих чертах выглядят следующим об­разом. Предприниматель вначале избирает вид производственной деятельности, другими словами, намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить. Затем он вступает в кон­такт с потенциальным потребителем, покупателем товара. Иначе говоря, предпринимательство включает в себя маркетинговую де­ятельность. Эта первая фаза сделки может получить юридическое оформление в виде контракта между предпринимателем и буду­щим покупателем товара.

Для осуществления производства предприниматель использу­ет факторы производства: рабочую силу, производственные фон­ды, материалы, информацию. Частично факторы производства мо­гут принадлежать предпринимателю, а недостающие он вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления пред­принимательской деятельности.

Результатом производственно-предпринимательской акции является реализация покупателю определенного объема произве­денных товаров и получение за них денежной выручки.

Определяющую роль в коммерческом предпринимательстве играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по купле-продаже. Коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Программа коммерческой сделки включает в себя:

Объектом купли-продажи в финансовом предпринимательстве является специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. Как в прочих видах коммерческой деятельности, финансово-кре­дитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бу­маг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявле­нием и привлечением потенциальных покупателей.

В финансовом предпринимательстве выделяется специфичес­кий вид деятельности, когда предприниматель выступает в виде производителя ценных бумаг, которые он продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве финансового товара, в чем и заключена суть его предпринимательской деятель­ности.

Основная часть финансовой сделки (продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю) нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Необходимо выверить финансовую со­стоятельность покупателя, установить возможный залог, опреде­лить гаранта, согласного поручиться за покупателя.

В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название «консалтинг» по оп­ределению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Менеджмент-консалтинг заключается в представлении независимых советов и помощи по вопросу управления, включающих в себя определение и оценку проблем или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации. В промышленно развитых странах вло­жения средств в интеллектуальный капитал в форме консультаци­онных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.

По объемам оборачиваемого капитала и количеству задейство­ванных работников различают крупный и малый бизнес.

Преимущества крупного предпринимательства:

Однако укрупнение предприятий эффективно до определенно­го предела, за которым производство становится громоздким, не­гибким, трудно управляемым и экономически нецелесообразным, так как начинают возрастать средние издержки фирм.

Преимущества малого бизнеса:

Для крупного и малого бизнеса существуют свои хозяйствен­ные ниши. Так первый более эффективен в массовом выпуске про­дукции, внедрении в производство новых технологий и продуктов. Второй - в мелкосерийном производстве, сфере услуг, разработке новых технологий. Часто крупные и малые фирмы сотрудничают в системе франчайза, когда крупная компания разрешает и помо­гает небольшим предприятиям реализовать свою продукцию от ее имени.

  1. Организационные формы предпринимательства, их преимущества и недостатки.

Организационно-правовые формы предпринимательства:

1. Единоличное владение - это дело, которым владеет один человек, что дает ему определенные преимущества:

а) каждый собственник владеет всей прибылью предприятия;

б) собственники сами себе хозяева и вольны производить лю­бые изменения;

в) законы устанавливают для индивидуальных собственников минимальные ограничения.

Недостатки единоличного владения:

а) полная имущественная ответственность;

б) ограниченность капитала.

2. Товарищество — это такое предприятие, которым владеют два или несколько совладельцев. Его преимущества:

а) объединение партнеров позволяет привлечь дополнитель­ные средства;

б) каждый партнер вносит в дело свои свежие творческие идеи или талант;

в) товарищество организуется относительно просто и оно не подвергается специальному налогообложению.

Недостатки:

а) во многих случаях каждый из партнеров несет неограни­ченную имущественную ответственность;

б) если один из партнеров выходит из дела, то товарищество официально прекращает свое существование. При продол­жении деятельности товарищество должно заключить но­ вое соглашение;

в) размеры капитала, привлекаемого товариществом ограни­чены;

г) партнеры могут разойтись во взглядах на управление фир­мой, что может подорвать ее существование.

Виды товарищества:

3. Акционерное общество или корпорация есть предприятие, основанное на выпуске акций с целью привлечения средств физи­ческих и юридических лиц для осуществления своей деятельности по производству и реализации различных товаров и услуг.

Преимущества АО:

а) коллективно-корпоративный характер объединения чле­нов;

б) ограниченная ответственность;

в) простота проведения операций;

г) неограниченность существования.

Недостатки АО:

а) сложность создания и его дороговизна;

б) необходимость выплат специальных налогов;

в) отказ корпорации, чьи акции находятся в открытой прода­же, от своих прав на коммерческую тайну.

Различают акционерные общества открытые и закрытые. Ус­тавный фонд акционерного общества открытого типа формируется пугем свободной продажи акций на рынке. Акционерное общество закрытого типа формирует уставный фонд только за счет акций уч­редителей.

Ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом на ве­личину его уставного фонда с подразделением на равное количест­во долей и вьщеляемая каждому акционеру пропорционально вне­сенным средствам, называется акцией. Доход на акцию представ­ляет собой дивиденд. Размер дивиденда зависит от результатов деятельности АО. Продажная цена акции называется ее курсом.

Контрольный пакет акции — это преобладающая (свыше 50%) по сравнению с другими доля того или иного акционера в общем количестве акций, выпущенных акционерным обществом. Конт­рольный пакет акций дает собственнику возможность влиять на решения, принимаемые акционерным обществом. Основные виды акций отражает таблица 1.

Наряду с акциями акционерные общества выпускают облига­ции. Облигация - это долговое обязательство, В отличие от акции облигация через определенный промежуток времени возвращает­ся АО. Доход на нее фиксирован. Покупатель облигации с ее при­обретением становится не совладельцем предприятия, а лишь ее кредитором.