6. Конкуренция - важный элемент рыночного механизма.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (от лат. конкурро - сталкиваться). В общем виде конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогичным образом можно определить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен, объема спроса на рынке. Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций.
Конкуренция означает экономическое соперничество между равноправными субъектами рынка за более выгодный сбыт товаров, или более выгодное вложение средств.
Отсутствие конкуренции ведет к монополизму, то есть к праву отдельных предприятий, банков, государства диктовать свои условия на рынке.
Конкуренция тем эффективнее, чем больше субъектов рынка. Поэтому конкуренция и монополия понятия несовместимые.
По западным оценкам считается, что продавцов одного и того же вида товара должно быть не менее 4-5, а наиболее эффективно 8-15. Но если 4 фирмы контролируют 80% продажи, рынок считается монополизированным.
Классическую форму конкуренции принято называть свободной совершенной, ценовой. Здесь механизм свободного ценообразования является самым эффективным способом функционирования экономики.
Основоположником теории свободной (классической) конкуренции является А.Смит. Классическая форма конкуренции наблюдалась в странах с рыночной экономикой с XVIII века до последней четверти XIX века, то есть до начала возникновения в экономике промышленно развитых стран
Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производителей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара.
Конкуренция по ее методам делится на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе качества продукции (потребительской стоимости).
Сущность ценовой конкуренции состоит в том, что однородные виды продукции предлагаются на рынке по самим разнообразным ценам. Снижение цены является той основой, с помощью которой продавец вьщеляет свою продукцию, привлекает к ней внимание и в конечном счете добивается успеха на рынке. Основным методом ценовой конкуренции является снижение издержек производства, а следовательно и цены реализуемых товаров.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план улучшение качества продукции.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции является использование рекламы, факторов маркетинга и др.
Современные рынки делятся не только по видам продукции, но и по характеру конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции.
1. Рынок совершенной конкуренции составляют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не может контролировать спрос, поставку товара на рынок или цену на него.
Один продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку покупатель может свободно приобрести любое необходимое ему количество товара по рыночной цене у другого продавца. Каждый продавец сбывает один и тот же продукт. На этом рынке легко появиться и легко его оставить. К такой модели рынка, например, близки рынки сельхозпродуктов: зерна, овощей, свежих фруктов и т.п.
2. Рынок несовершенной конкуренции включает:
рынок монополистической конкуренции,
рынок олигополии,
рынок чистой монополии.
После второй мировой войны западная экономическая мысль заявила о появлении крупных компаний, делящих между собой рынок сбыта.
«Большинство крупных корпораций оперирует в рыночной структуре олигополии»,- писали в 1975 году американские экономисты Роберт Хейлбронер (1919 г.) и Лестер Сароу (1938 г.), - они делят рынок и типично конкурируют друг с другом посредством рекламы, продуктовой дифференциации, предоставления услуг и т. д.».
Пол Самуэльсон, американский экономист, пишет: «Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкуренции.»
(П. Самуэльсон и Нордхаус В. Реферат учебника «Экономикс». Ж. Экономические науки, № 1, 1991, с. 110. )
В конце последней четверти XIX века на смену классической любодной) конкуренции пришла несвободная, несовершенная, еценовая монополистическая конкуренция.
Сложился рынок монополистических объединений (картелей, синдикатов, трестов, консорциумов, концернов).
Несовершенная конкуренция возникает, когда какой-либо конкурент влияет на цену. В реальности почти все владельцы «...втянуты в свободную конкуренцию».
Теория несовершенной конкуренции разработана английской экономистом Джоан Робинсон (1903 - 1983 гг.) в ее работе «Экономика несовершенной конкуренции».
- Рынок монополистической конкуренции (от греческого «монос» )дин, «полео» - продаю) образует множество продавцов, которые продают похожую, но не идентичную продукцию. Продукты могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, а также по ассортименту, сопутствующих услуг. Покупатели видят эти особенности и готовы заплатить за товары высокие цены. К такой модели, например, близка розничная торговля одеждой, обувью, продуктами питания, бензином и т.п.
Реальные изменения в конкурентной борьбе нашли отражение в теории монополистической конкуренции, основоположником которой является американский экономист Чемберлин Эдвард Гасингс (1899-1967 гг.). В работе «Теория монополистической конкуренции» он разработал основные положения монополистической конкуренции и выделил одну форму конкурентной борьбы: за «дифференциацию продукта».
«Вместе с дифференциацией,- писал он,- появляется монополия и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции более или менее несовершенных заменителей.
Таким образом, монополии прибегают к дифференциации продукта как метода конкуренции в борьбе друг с другом.
Рынок олигополии (от греч. «олигос» - немногий, «полео» - продаю) представляет собой рынок нескольких продавцов, причем, по крайней мере некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция может в этом случае быть как однородной, так и неоднородной. Один из существенных признаков олигополистической конкуренции состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на достоверный позитивный результат повышения цен, конкуренты вынудят снизить их. В условиях олигополистического рынка продукты могут быть стандартизированы (на пример, алюминий, сталь, продукты химической промышленности) или дифференцированы (например, автомобили, компьютеры, сельхозинвентарь, бытовые приборы и т.д.).
Рынок чистой монополии (чистая монополия - от греческого «moiios polein» - единственный продавец) представляет собой рынок, на котором единственный производитель осуществляет 100% продажу однородного продукта, не имеющего близких заменителей. Примером чистой монополий могут служить местные предприятия общественного пользования: местная телефонная сеть, электроснабжение и прочие системы общественных услуг.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 5) Характеристика дисциплины
- 5.4 Содержание учебной дисциплины
- 5.5 План изучения дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- 7) Контроль знаний
- 8) Требования учебной дисциплины
- 2. Глоссарий
- 3. Конспект лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, его предмет и метод.
- Наука (как система знаний человека о природе и обществе) об экономике возникает лишь в эпоху рабовладельческого общества.
- Методы экономической теории.
- Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем.
- Экономические ресурсы и факторы производства
- 2.Общественное производство, его структура и результаты
- 3.Воспроизводство: фазы, виды, типы
- 4. Экономическая система, её элементы и классификация
- Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.
- 1. Собственность, как экономическая категория
- Субъекты собственности объекты собственности
- 1.Индивидуальная собственность
- 2. Коллективная собственность
- 3. Государственная собственность
- Способы приватизации:
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного хозяйства. Общая характеристика рыночного хозяйства.
- 1.Формы общественного хозяйства.
- Известны следующие модели товарного производства:
- 2.Понятие, сущность и функции денег
- 3.Рынок: сущность, виды и функции.
- Функции рынка:
- Рынку присущи следующие достоинства и недостатки:
- Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.
- 1. Спрос, факторы влияющие на спрос. Закон спроса
- 2 Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
- 3. Взаимодействие спроса и предложения.
- 4. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- 5. Основы теории потребительского поведения.
- 6. Конкуренция - важный элемент рыночного механизма.
- 7. Монополистические объединения в условиях рынка и проблема их регулирования.
- Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)
- 1. Понятие и виды издержек производства.
- 2. Доход и прибыль фирмы.
- 3. Положение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
- Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов.
- 1.Рынок труда: зарплата как цена труда.
- Совокупное предложение труда в обществе, по мнению п.Самуэльсона, определяется следующими показателями:
- Формы заработной платы
- 2.Процент как доход собственника капитала.
- 3.Рынок земли – особенности функционирования.
- Тема 8. Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.
- Сущность предпринимательства, его характерные черты
- Виды предпринимательской деятельности.
- Фирма как субъект рыночной экономики.
- Развитие предпринимательства в Республике Казахстан.
- 6.Кругооборот и оборот капитала
- 9. Время производства и время обращения. Оборотные средства предприятия.
- Тема9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.
- 1. Понятие макроэкономического равновесия
- 2. Потребление и сбережение
- 3. Инвестиции и сбережения
- 4. Эффект мультипликатора
- 5. Производные инвестиции и акселератор. «Парадокс бережливости»
- 6. Инвестиционная политика в Казахстане
- 8. Понятие национальной экономики. Национальное богатство
- 9. Макрэкономические цели и показатели
- 10. Общая характеристика системы национальных счетов
- Тема 10. Экономический рост и его типы.
- 1. Понятие экономического роста, его измерение и типы
- 2. Факторы экономического роста. Положительные и отрицательные стороны экономического роста
- 3. Модели экономического роста
- Типы воспроизводства
- Виды расширенного воспроизводства:
- Типы экономического роста
- Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.
- 1. Цикличность развития рыночной экономики. Причины циклических колебаний: внешние и внутренние
- 2. Экономический цикл и его разновидности
- 3. Фазы среднесрочных циклов
- 4. Аграрные кризисы. Структурные кризисы
- 5. Государственное антициклическое регулирование
- 6. Занятость и безработица. Основные формы безработицы в современной экономике
- 7. Влияние безработицы на величину внп. Закон Оукена
- 8. Специфические формы и причины безработицы в Республике Казахстан
- 9.Инфляция и ее социально-экономические последствия. Классификация инфляции
- 10. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.
- Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.
- 1. Денежно-кредитная система
- 2.Виды банковской деятельности
- Тема 14. Основные закономерности социальной и региональной политики государства.
- 2.Система социальной защиты
- Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 1.Сущность мирового хозяйства и объективные основы его возникновения.
- 2. Теории и реальность международного разделения труда
- 3. Международные экономические интеграции.
- 4. Казахстан в системе международных экономических отношений.
- 5. Глобализация мирового хозяйства
- 4. Список обязательной и дополнительной литературы и источников
- 5. План проведения семинарских и практических занятий
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Место и роль экономической теории в развитии общества
- Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем
- Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Общая характеристика рыночного хозяйства.
- Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения
- Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы) Основы теории индивидуального воспроизводства.
- Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов
- Вопросы для контроля:
- Тема 8.Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия
- Вопросы для контроля:
- Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.
- Вопросы для контроля:
- Тема 10. Экономический рост и его типы.
- Цель занятия: рассмотреть экономический рост и его типы.
- Вопросы для контроля:
- Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица
- Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста. Фондовая биржа
- Вопросы для контроля
- Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.
- Тема 14. Основные закономерности социальной и региональной политики государства.
- Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 6. Задания для самостоятельной работы обучающихся.
- 7. Материалы для текущего и рубежного контроля.
- Темы рефератов
- Тестовые задания
- 8. Иллюстрированный материал. Иллюстрированный и раздаточный материал
- 1.Индивидуальная собственность
- 2. Коллективная собственность
- 3. Государственная собственность
- Список основной и дополнительной литературы Основная литература