Наука (как система знаний человека о природе и обществе) об экономике возникает лишь в эпоху рабовладельческого общества.
Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта (445-355 гг до н.э.), Платона, Аристотеля (384-322гг. до н.э.) и других мыслителей древности. Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством, назвав искусство управления домашним хозяйством экономикой (греч. ойкос-дом, хозяйство; номос-закон). Аристотель различал 2 вида хозяйственной деятельности: экономию и хремастику (хрема- имущество, владение; искусство наживать денежное богатство), он стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров (Борьба мнений существует и по сей день-соотношение роли трудовых затрат- стоимости и полезности в ценообразовании).
По мере возникновения централизованных государств появилась проблема общенационального государственного ведения хозяйства, значение «экономии» изменилось, оно превращается в «политическую экономию» (полис-государство, ойкос-домашнее хозяйство, номос- закон).. Сам термин «политическая экономия» впервые применил в своем труде «Трактат политической экономии для короля и королевы» (1615) французский экономист Антуан Монкретьен (1575-1622) Предмет экономической теории изменялся по мере развития общества. Первым экономическим учением стал меркантилизм (16-18 век).
Этапы развития экономической теории.
1. Меркантилизм (итал. merkante- торговец) - (Томас Мен, А.Монкретьен, Петр 1 (1672-1725), И.И.Посошков)- изучается сфера обращения, где возникает прибыль. Богатство накапливается в результате внешней торговли.
Главной задачей политики было привлечение в страну большего количества золота и серебра (монетаризм-монеу-деньги), строились гостиные дворы, чтобы привлечь заморских купцов. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.
На втором этапе (17-18в.) поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендуя увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма.
Меркантилизм изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.
2.Физиократизм (греч. physis-природа, kratos- власть) –18 век, сформировалась во Франции (Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Тюрго, Дюпон де Немур) исследуют сферу производства, но под производством понимали только сельское хозяйство, полностью игнорировали промышленный труд, в этом была их ошибка. Заслуга же в том, что они перенесли исследование источника богатства из сферы обращения в сферу производства, а носителями богатства стали считать не деньги, а товары.
3. Классическая политическая экономия –18 век (Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо (1772-1823), Буагильбер) - изучают сферу производства, труд это основа и мера ценности всех товаров. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы («невидимая рука»), которые объективны, т.е. существуют не зависимо от нашего понимания. Определила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, банкиров, рабочих, торговцев.
В начале 2 половины 19 в. политическая экономия распалась на две ветви: марксизм и маржинализм.
4. Марксизм (Карл Марк (1818-1883), Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов) Предмет исследования - экономические законы капитализма. Классовый подход к анализу всех экономических явлений. К.Маркс развил теорию прибавочной стоимости, которая достигается путем эксплуатации пролетариата, разработал теорию воспроизводства.
Научные достижения К.Маркса:
1.Экономическое учение Маркса явилось вершиной классической политэкономии.
2.Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье).
3.Его учение об общественно – экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.
4. Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:
-раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абстрактный);
-вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);
-развить учение о прибавочной стоимости;
-раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;
-развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;
-разработать теорию воспроизводства и кризисов.
5. Маржинализм (фр. marginal-предельный) - (Карл Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрос). Поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Использование предельных величин для микроэкономического анализа, создание теории предельной полезности. Создание теории «предельной полезности»-величина ценности того или иного блага выводится из степени важности соответствующей потребности. При этом каждая последующая единица приобретаемого блага считается менее полезной, чем предыдущая.
6.Неоклассическая теория - 90 годы 19 в. (Д.Кларк, Альфред Маршалл (1842-1924), Артур Пигу) объектом исследования, является поведение и субъективные мотивы «экономического человека», который руководствуется личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты (микроэкономический подход), предмет исследования «чистая экономика» независимо от общественной формы ее организации.
Как реакция на неспособность неоклассической теории, ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики , появляется кейнсианство.
7. Кейнсианство - 20в- Дж.Кейнс (1883-1946) предмет анализа - народное хозяйство в целом. Рыночное регулирование делает экономику нестабильной, поэтому необходимо государственное вмешательство.
Джон Мейнард Кейнс -английский экономист, государственный деятель. Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег»(1936г.) показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости. Государство должно увеличить расходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику.
По мнению Кейнса, государственному регулированию подлежат такие макроэкономические показатели как национальный доход, совокупное предложение, совокупный спрос, занятость, сбережения и инвестиции. Основным фактором, способным вывести экономику из кризиса, является, по мнению Кейнса, совокупный спрос.
8.Институционально- социологическое направление - институционализм конец 50 гг. 20 в. (Торстейн Веблен, У.Митчел, М.Вебер, В.Зомбарт, Джон Гэлбрейт.) характер экономического развития определяет не рынок, а вся система экономических институтов, где рынок лишь часть их. Они выработали идеал общества, в котором должны присутствовать социальные программы, индикативное планирование и другие формы государственного вмешательства. Изучает влияние на экономические процессы правовых, политических, психологических и иных общественных отношений.
У любой науки есть свой предмет, то есть своя главная тема исследования. В центре внимания экономической теории - хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ.
Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество размещает редкие ограниченные ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Экономических наук много - целая система, в которой можно выделить две главные линии:
- экономическая теория, которая служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований.
- конкретные экономические науки, изучающие те или иные, отдельные области хозяйственной жизни общества (экономику отдельных отраслей национального хозяйства и др.)
Как и другие науки, экономическая теория применяет различные методы, т.е. способы познания.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 5) Характеристика дисциплины
- 5.4 Содержание учебной дисциплины
- 5.5 План изучения дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- 7) Контроль знаний
- 8) Требования учебной дисциплины
- 2. Глоссарий
- 3. Конспект лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, его предмет и метод.
- Наука (как система знаний человека о природе и обществе) об экономике возникает лишь в эпоху рабовладельческого общества.
- Методы экономической теории.
- Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем.
- Экономические ресурсы и факторы производства
- 2.Общественное производство, его структура и результаты
- 3.Воспроизводство: фазы, виды, типы
- 4. Экономическая система, её элементы и классификация
- Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.
- 1. Собственность, как экономическая категория
- Субъекты собственности объекты собственности
- 1.Индивидуальная собственность
- 2. Коллективная собственность
- 3. Государственная собственность
- Способы приватизации:
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного хозяйства. Общая характеристика рыночного хозяйства.
- 1.Формы общественного хозяйства.
- Известны следующие модели товарного производства:
- 2.Понятие, сущность и функции денег
- 3.Рынок: сущность, виды и функции.
- Функции рынка:
- Рынку присущи следующие достоинства и недостатки:
- Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.
- 1. Спрос, факторы влияющие на спрос. Закон спроса
- 2 Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
- 3. Взаимодействие спроса и предложения.
- 4. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- 5. Основы теории потребительского поведения.
- 6. Конкуренция - важный элемент рыночного механизма.
- 7. Монополистические объединения в условиях рынка и проблема их регулирования.
- Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)
- 1. Понятие и виды издержек производства.
- 2. Доход и прибыль фирмы.
- 3. Положение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
- Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов.
- 1.Рынок труда: зарплата как цена труда.
- Совокупное предложение труда в обществе, по мнению п.Самуэльсона, определяется следующими показателями:
- Формы заработной платы
- 2.Процент как доход собственника капитала.
- 3.Рынок земли – особенности функционирования.
- Тема 8. Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.
- Сущность предпринимательства, его характерные черты
- Виды предпринимательской деятельности.
- Фирма как субъект рыночной экономики.
- Развитие предпринимательства в Республике Казахстан.
- 6.Кругооборот и оборот капитала
- 9. Время производства и время обращения. Оборотные средства предприятия.
- Тема9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.
- 1. Понятие макроэкономического равновесия
- 2. Потребление и сбережение
- 3. Инвестиции и сбережения
- 4. Эффект мультипликатора
- 5. Производные инвестиции и акселератор. «Парадокс бережливости»
- 6. Инвестиционная политика в Казахстане
- 8. Понятие национальной экономики. Национальное богатство
- 9. Макрэкономические цели и показатели
- 10. Общая характеристика системы национальных счетов
- Тема 10. Экономический рост и его типы.
- 1. Понятие экономического роста, его измерение и типы
- 2. Факторы экономического роста. Положительные и отрицательные стороны экономического роста
- 3. Модели экономического роста
- Типы воспроизводства
- Виды расширенного воспроизводства:
- Типы экономического роста
- Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.
- 1. Цикличность развития рыночной экономики. Причины циклических колебаний: внешние и внутренние
- 2. Экономический цикл и его разновидности
- 3. Фазы среднесрочных циклов
- 4. Аграрные кризисы. Структурные кризисы
- 5. Государственное антициклическое регулирование
- 6. Занятость и безработица. Основные формы безработицы в современной экономике
- 7. Влияние безработицы на величину внп. Закон Оукена
- 8. Специфические формы и причины безработицы в Республике Казахстан
- 9.Инфляция и ее социально-экономические последствия. Классификация инфляции
- 10. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.
- Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.
- 1. Денежно-кредитная система
- 2.Виды банковской деятельности
- Тема 14. Основные закономерности социальной и региональной политики государства.
- 2.Система социальной защиты
- Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 1.Сущность мирового хозяйства и объективные основы его возникновения.
- 2. Теории и реальность международного разделения труда
- 3. Международные экономические интеграции.
- 4. Казахстан в системе международных экономических отношений.
- 5. Глобализация мирового хозяйства
- 4. Список обязательной и дополнительной литературы и источников
- 5. План проведения семинарских и практических занятий
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Место и роль экономической теории в развитии общества
- Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем
- Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Общая характеристика рыночного хозяйства.
- Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения
- Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы) Основы теории индивидуального воспроизводства.
- Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов
- Вопросы для контроля:
- Тема 8.Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия
- Вопросы для контроля:
- Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.
- Вопросы для контроля:
- Тема 10. Экономический рост и его типы.
- Цель занятия: рассмотреть экономический рост и его типы.
- Вопросы для контроля:
- Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица
- Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста. Фондовая биржа
- Вопросы для контроля
- Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.
- Тема 14. Основные закономерности социальной и региональной политики государства.
- Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 6. Задания для самостоятельной работы обучающихся.
- 7. Материалы для текущего и рубежного контроля.
- Темы рефератов
- Тестовые задания
- 8. Иллюстрированный материал. Иллюстрированный и раздаточный материал
- 1.Индивидуальная собственность
- 2. Коллективная собственность
- 3. Государственная собственность
- Список основной и дополнительной литературы Основная литература