5.5. Слияния и поглощения
Рассмотрим еще одну форму объединения предприятий – слияния и поглощения. Слияние – это такое объединение компаний, при котором из нескольких компаний образуется одна, т. е. это объединение, при котором как минимум одно предприятие отказывается от своей экономической и юридической самостоятельности. Например, слияние акционерных обществ А и Б может быть осуществлено двумя способами:
слияние путем присоединения или поглощения;
слияние путем новообразования.
Таким образом, существует ряд различий между видами объединений – слияния и поглощения. В случаях, когда акционеры сохраняют свои права на акции, как и прежде, но на объединенной основе, такое объединение компаний называется “слиянием”, тогда как термин “поглощение” обычно используется, когда одна компания приобретает большую часть акций другой компании. Обычно термин “слияние” используется в широком значении и относится к объединению и интеграции разных компаний. Употребляемый в широком смысле, он классифицируется на основе объединяемых типов деятельности: горизонтальных, вертикальных и конгломератных слиянии. Конгломератные слияния также делятся на три группы: расширение спектра продуктов, географическое расширение и собственно конгломератное слияние. При горизонтальном слиянии объединяются фирмы, работающие и конкурирующие в одной области экономической деятельности. Такое слияние может помочь добиться экономии от масштаба и (или) снизить опасность конкурентной борьбы.
Bepmuкальнoe слияние объединяет фирмы на различных этапах производственного процесса и чаще всего принимает форму "интеграции назад" или "интеграции вперед". Оно может способствовать повышению технологической экономичности, снижению издержек рыночного механизма, лучшему обмену информацией в пределах одной фирмы, обеспечению доступа к источнику сырья. Понимание преимуществ вертикального объединения легло в основу концепции приватизации нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в России. Было сформировано полтора десятка вертикально интегрированных компаний, большинство из них включили в себя и добывающие, перерабатывающие и сбытовые подразделения.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9