4.5. Анализ выполнения договорных обязательств производства и реализации продукции
Объём продаж товаров в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товара и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.
При расчёте объёма продажи товаров учитывается изменение остатков не проданных товаров на начало и конец планируемого периода.
Для анализа выполнения плана по объёму продаж составляется баланс продажи товаров. Балансовое уравнение имеет вид:
Vзн + Vпл = Sпл + Vзк , (4.7)
Sпл = Vзн + Vпл – Vзк , (4.8)
где Sпл – плановый объём продаж;
Vпл – объём производства товаров по плану;
Vзн ,Vзк запасы товаров на начало и конец планового периода.
В целях обеспечения выполнения плановых заданий осуществляется анализ факторов, влияющих на объём продажи товаров в результате:
роста объёма производства товаров;
осуществления мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе выпуска новых видов товара, повышения качества выпускаемого товара, внедрения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, экономии сырья и материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;
изменения остатков готовых товаров на складе;
других факторов.
Графически взаимосвязь между факторами представлена на рисунке 4.1.
Расчёт влияния данных факторов на объём продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
Анализ продажи товаров тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Рисунок 4.1 Факторы, обуславливающие изменение объёма продаж товаров
, (4.9)
где Sд плановая отгрузка по договорным обязательствам;
Sн недопоставка товара по договорам.
Плановая отгрузка и недопоставка суммируются по всем товарам.
При анализе выполнения договорных обязательств поставки товара потребителям в зачёт поставки идет объём товара в пределах плана (Таблица 4.4).
Таблица 4.4 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке товара за месяц, тыс. руб.
Вид товара | Потре- битель | План поставки по договору | Отгружено по отчёту | Недопоставка товара | Зачётный объём в пределах плана |
А | 1 | 2 250 | 2 520 | - | 2 250 |
2 | 675 | 450 | -225 | 450 | |
3 | 1 200 | 1 275 | - | 1 200 | |
4 | 600 | 600 | - | 600 | |
5 | 1 650 | 1 500 | -150 | 1 500 | |
6 | 2 475 | 2 955 | - | 2 475 | |
Б | 1 | 675 | 600 | -75 | 600 |
2 | 180 | 150 | -30 | 150 | |
3 | 525 | 675 | - | 525 | |
4 | 1 140 | 2 025 | - | 1 140 | |
5 | 930 | 1 050 | - | 930 | |
В | 1 | 600 | 750 | - | 600 |
2 | 480 | 450 | -30 | 450 | |
3 | 300 | 225 | -75 | 225 | |
4 | 225 | 225 | - | 225 | |
Итого: |
| 13 905 | 15 450 | -585 | 13 320 |
Из таблицы 4.4 следует, что за отчётный месяц по договорам недопоставлено товаров на сумму 585 тыс. рублей, или на 4,2% от общей суммы по договорам. Если проводить анализ по видам товаров, то по товару А недопоставка составила 375 тыс. рублей, по товарам Б и В – 105 тыс. рублей.
Процент выполнения договорных обязательств организацией:
Кд = (13 905 –585) / 13 905 = 0,958, или 95,8 %.
Невыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта товара, что повлечёт за собой спад производства. Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых организаций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д.
Анализ выполнения договорных обязательств ведётся работниками отдела сбыта. В процессе анализа определяется выполнение объёма поставок помесячно и нарастающим итогом с начала года в целом по организации, в разрезе отдельных договоров, сроков поставки, потребителей и видов товаров, выясняются причины невыполнения плана и даётся оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Особенно большое значение для организации имеет выполнение договоров на поставку товаров для государственных нужд, которые гарантируют сбыт товара, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 1.1. Предмет, задачи и содержание экономического анализа
- 1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки).
- 3. Оценка эффективности использования всех видов ресурсов: трудовых, материальных и финансовых.
- 4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта и оценка конечных финансовых результатов.
- 5. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.
- 6. Обоснование и испытание (проверка) оптимальности управленческих решений.
- 1.2. Сущность диагностики деятельности предприятия
- 1.3. Виды анализа: их классификация и характеристика
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия
- 2.1. Показатели в экономическом анализе
- 2.2. Метод анализа и диагностики деятельности предприятия
- 2.3. Традиционные приёмы и методы анализа и диагностики деятельности предприятия
- 2.4. Методы факторного анализа
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Формы организации анализа финансово-хозяйственной деятельности, его информационная база
- 3.1. Организация аналитической работы на предприятии
- 3.2. Информационное обеспечение анализа
- 3.3. Источники информации и их проверка
- 3.4. Аналитическая обработка данных
- 3.5. Документальное оформление результатов анализа
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Анализ производственных результатов
- 4.1. Цели и задачи анализа производственных результатов
- 4.2 Анализ объёма и ассортимента продукции
- 4.3. Анализ качества продукции
- 4.4. Анализ ритмичности выпуска продукции
- 4.5. Анализ выполнения договорных обязательств производства и реализации продукции
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Анализ состояния и использования основных фондов и организационно-технического уровня производства
- 5.1. Цель, задачи и источники информации анализа основных средств
- 5.2. Анализ состояния и движения основных средств
- 5.3. Анализ эффективности использования основных средств
- 5.4. Факторный анализ фондоотдачи
- 5.5. Анализ использования оборудования
- 5.6. Характеристика производственной мощности
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Анализ материальных ресурсов предприятия
- 6.1. Сущность, основные этапы, источники информации анализа материальных ресурсов
- 6.2. Оценка качества планов материально-технического снабжения
- 6.3. Оценка потребности в материальных ресурсах
- 6.4. Оценка эффективности использования материальных ресурсов
- 6.5. Факторный анализ общей материалоёмкости продукции
- 6.6. Оценка влияния материальных ресурсов на объём производства продукции
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Анализ результатов социального развития и использования трудовых ресурсов предприятия
- 7.1. Цель, задачи, источники информации анализа трудовых ресурсов
- 7.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 7.3. Анализ уровня квалификации персонала
- 7.4. Анализ движения трудовых ресурсов
- 7.5. Анализ использования рабочего времени
- 7.6. Анализ производительности труда
- Контрольные вопросы
- Библиографический список