2.3. Традиционные приёмы и методы анализа и диагностики деятельности предприятия
В процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных методов и приёмов.
Методы и приёмы анализа финансово-хозяйственной деятельности включают использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, балансового, табличного и графического метода.
Сравнение – важнейший метод анализа, позволяющий оценить ход и результаты деятельности предприятия. Применение метода сравнения является первым этапом всякого аналитического исследования. В процессе анализа фактические результаты деятельности предприятия в анализируемом периоде сравниваются с аналогичными показателями по различным направлениям.
Сравнение занимает существенное место в методических приёмах экономического анализа. Этот приём можно подразделить по следующим признакам:
1) сравнение фактических значений показателей с плановыми показателями (выявляются положительные и отрицательные влияния, резервы повышения эффективности производства);
2) сравнение фактических показателей анализируемого периода с соответствующими показателями предшествующих периодов даёт возможность оценить темпы, направления развития данных показателей и тенденции развития;
3) сравнение показателей анализируемого предприятия с аналогичными показателями однородных по выпуску предприятий;
4) сравнение со среднеотраслевыми показателями показывает место анализируемого предприятия в отрасли (передовое, среднее, отстающее);
5) сравнение с плановыми и фактическими показателями передового предприятия отрасли;
6) международное сравнение: в данном случае производится сравнение технических показателей, т.к. многие экономические показатели в России рассчитываются по другим методикам.
Необходимыми условиями для сравнения являются:
– соблюдение качественно однородных сравниваемых показателей;
– применение единых измерителей продукции;
– единство методики расчётов;
– одинаковые географические условия;
– одинаковое количество рабочих дней, периодов сравниваемых предприятий.
Сравниваться могут как абсолютные, так и относительные величины.
Сравнение даёт возможность выявить резервы повышения эффективности хозяйствования, узких мест в работе, способствует обмену опытом и распространению наиболее прогрессивной организации управления производством.
В процессе применения метода сравнения определяются следующие показатели:
а) абсолютный прирост показателя
ΔУ = У1 –У0 , (2.1)
где У1 ,У0 – текущее и базовое значение показателя У;
б) относительный прирост показателя:
У = (ΔУ/ У0) ·100 %; (2.2)
в) индекс показателя:
I = У1 /У0; (2.3)
г) абсолютное значение одного процента прироста показателя:
У% = ΔУ/У. (2.4)
Относительные величины используются при анализе динамики путём построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени и рассчитываются в индексах, процентах, коэффициентах.
Различают следующие виды относительных величин:
– показатели выполнения плана (отношение фактического значения показателя к плановому);
– показатели динамики (отношение показателя отчётного года к базисному);
– показатели структуры (деление части показателя на целое);
– показатели эффективности (отношение полученного эффекта к используемым ресурсам или затратам).
Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов. Средняя величина определяет типичное свойство изучаемой совокупности (средняя заработная плата рабочих, средняя загрузка оборудования, средний возраст оборудования, среднегодовая численность персонала и т. п.).
Различают следующие специальные величины:
1. Среднеарифметическая (средняя заработная плата, выпуск продукции) простая и взвешенная.
2. Среднегеометрическая (при расчётах средних темпов прироста).
3. Среднегармоническая (средний прирост рождаемости, смертности).
Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.).
Приём группировок заключается в выделении среди исследуемых предприятий однородных групп по каким-либо существенным признакам.
Различают:
1. Структурные группировки, которые позволяют изучить:
– структуру процессов на предприятии;
– структуру поступающего оборудования;
– структуру затрат на выполнение плана;
– структуру кадров.
2. Факторные: установление связей между явлениями, оказавшими влияние на интересующий показатель.
Например, зависимость производительности труда от количества оборудования, автоматизации технического процесса, уровня оснащенности инструментом и т. д.
Балансовый метод это метод, с помощью которого устанавливается взаимосвязь между количественными показателями хозяйственной деятельности предприятия для выявления и измерения их взаимного влияния, а также для подсчёта резервов, повышения резервов эффективности производства.
При применении балансового приёма связь между показателями выражается в виде равенства двух итогов, которые получаются в результате различных сопоставлений. Балансовый приём может быть основан на данных одной или нескольких счётных таблиц (форма бухгалтерской или статистической отчётности).
Например, баланс товарной продукции. Остатки нереализованной продукции на конец года рассчитываются путём вычета из суммы остатков нереализованной продукции на начало года и объёмом выпуска товарной продукции объёма реализованной продукции в текущем периоде.
Как вспомогательный балансовый метод используется для проверки результатов расчётов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчёты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учёте факторов или о допущенных ошибках.
Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов.
Графический методмасштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур. Метод имеет большое иллюстративное значение, обеспечивает наглядность и простоту восприятия и усвоения полученной информации. При его применении составляются столбиковые, круговые, линейные, координатные и другие графики. Они используются для изучения степени выполнения планов, динамики показателей, данных ведущих предприятий и т. п. Графики должны быть точными и строятся в соответствии с установленным масштабом, в то же время их не следует перегружать информацией.
Табличный метод также широко используется в практике экономического анализа. Это рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации при помощи цифр, расположенных в определённом порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему суждений, выраженных языком цифр.
Существуют три вида таблиц простые, групповые и комбинированные. В простых перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. В групповых данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам. В групповых таблицах находит отражение простая группировка, в комбинированных комбинированная. Они служат целям установления связей между изучаемыми явлениями. Простая же таблица ставит задачу дать только перечень информации об изучаемом явлении.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 1.1. Предмет, задачи и содержание экономического анализа
- 1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки).
- 3. Оценка эффективности использования всех видов ресурсов: трудовых, материальных и финансовых.
- 4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта и оценка конечных финансовых результатов.
- 5. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.
- 6. Обоснование и испытание (проверка) оптимальности управленческих решений.
- 1.2. Сущность диагностики деятельности предприятия
- 1.3. Виды анализа: их классификация и характеристика
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия
- 2.1. Показатели в экономическом анализе
- 2.2. Метод анализа и диагностики деятельности предприятия
- 2.3. Традиционные приёмы и методы анализа и диагностики деятельности предприятия
- 2.4. Методы факторного анализа
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Формы организации анализа финансово-хозяйственной деятельности, его информационная база
- 3.1. Организация аналитической работы на предприятии
- 3.2. Информационное обеспечение анализа
- 3.3. Источники информации и их проверка
- 3.4. Аналитическая обработка данных
- 3.5. Документальное оформление результатов анализа
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Анализ производственных результатов
- 4.1. Цели и задачи анализа производственных результатов
- 4.2 Анализ объёма и ассортимента продукции
- 4.3. Анализ качества продукции
- 4.4. Анализ ритмичности выпуска продукции
- 4.5. Анализ выполнения договорных обязательств производства и реализации продукции
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Анализ состояния и использования основных фондов и организационно-технического уровня производства
- 5.1. Цель, задачи и источники информации анализа основных средств
- 5.2. Анализ состояния и движения основных средств
- 5.3. Анализ эффективности использования основных средств
- 5.4. Факторный анализ фондоотдачи
- 5.5. Анализ использования оборудования
- 5.6. Характеристика производственной мощности
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Анализ материальных ресурсов предприятия
- 6.1. Сущность, основные этапы, источники информации анализа материальных ресурсов
- 6.2. Оценка качества планов материально-технического снабжения
- 6.3. Оценка потребности в материальных ресурсах
- 6.4. Оценка эффективности использования материальных ресурсов
- 6.5. Факторный анализ общей материалоёмкости продукции
- 6.6. Оценка влияния материальных ресурсов на объём производства продукции
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Анализ результатов социального развития и использования трудовых ресурсов предприятия
- 7.1. Цель, задачи, источники информации анализа трудовых ресурсов
- 7.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 7.3. Анализ уровня квалификации персонала
- 7.4. Анализ движения трудовых ресурсов
- 7.5. Анализ использования рабочего времени
- 7.6. Анализ производительности труда
- Контрольные вопросы
- Библиографический список