logo
Методичка по АХФД

2.2. Метод анализа и диагностики деятельности предприятия

Метод – это подход к изучению реальной действительности, способы исследования природы и общества. Методы позволяют вскрыть причинно-следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности предприятий.

Характерными особенностями метода анализа и диагностики деятельности являются:

– определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

– установление соподчинённости  показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

– выявление формы взаимосвязи между факторами;

– выбор приёмов и способов для изучения взаимосвязи;

– количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приёмов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику анализа и диагностики деятельности предприятия.

Методика анализа и диагностики деятельности предприятия базируется на пересечении трёх областей знаний: экономики, статистики и математики (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Методы анализа и диагностики деятельности предприятия

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы  экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).