logo
Методичка по АХФД

1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки).

Достигается это в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определённые экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщённом виде использу­ются в плановых расчётах. В связи с тем что плановая работа опережает отчётную за текущий период, здесь возникает необходимость предпланового анализа; изучение ожидаемого выполнения плана производится, как правило, за IV квартал.

Кроме ретроспективного и текущего анализа проводится перспективный (прогнозный) анализ, который даёт прямой выход на планово-предположительные показатели.

Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных производственных и финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций (отечественных и зарубежных). Таким образом, бизнес-планы обстоятельно обосновываются необходимыми экономическими расчётами.

2. Объективное и всестороннее изучение по данным учёта и отчётности, выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг.

На промышленных предприятиях в процессе анализа исследуется выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте — по грузообороту; в организациях связи — по числу оказанных услуг и т. д. В торговле основное внимание обращается на объём оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру, на соотношение элементов товарного баланса, каче­ство торгового обслуживания населения.