6.4. Диверсификация деятельности предприятий
Диверсификация экономической деятельности (от латинского diversus – разный и facore – делать) – расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.
Диверсификация производства – одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия или фирмы.
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создания новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы. Цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия. Привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Границы диверсификации весьма подвижны. Чем больше направлений деятельности у предприятия, тем выше уровень диверсификации. Диверсификация означает как корректировку основной деятельности фирмы, так и существенную переориентацию ее стратегии. В экономической литературе первое обозначается как относительная диверсификация, второе – как безотносительная, то есть не связанная с основным производством. Уровень диверсификации измеряется двояко: идентификацией числа отраслей или номенклатуры товаров и услуг, охватываемых деятельностью фирмы, а также определением пропорций основного и диверсифицированного производства. Диверсификация стимулируется стремлением фирм в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно среагировать на изменение экономической конъюнктуры, обеспечить эффективность своей деятельности.
В результате диверсификации фирмы приобретают многоотраслевой характер, при этом они проникают прежде всего в новые наукоемкие отрасли, перестраивают традиционные производства на современном технологическом и организационном уровнях. Особое внимание обращается на привлечение и использование высококвалифицированного персонала. Объективные возможности возникновения диверсификации различны. Одна из них представляет собой побочный продукт деятельности фирмы. Имея высокий уровень НИОКР, верно выбранную стратегию развития, хорошо зная ситуацию на рынке, предприятие намечает новые направления производственной экспансии и резервы их реализации. Диверсификация может быть обусловлена также реакцией фирмы на обстоятельства, несущие угрозу ее благополучию. Например, падение спроса на выпускаемые товары и услуги. Решение о диверсификации диктуется также стремлением менеджмента к оптимизации структуры и размеров производства.
Если принято решение о диверсификации, необходимо принимать во внимание следующее:
новые отрасли для диверсификации следует отбирать, основываясь на том, в какой мере им благоприятствует база, которой фирма располагает в своей стране;
диверсификация имеет наибольшие шансы на успех, когда она вписывается в рамки (или расширяет рамки) секторов, в которых фирма уже конкурирует;
развитие новых видов производств внутри фирмы, дополняемое небольшими приобретениями, с большей вероятностью может создать и поддержать конкурентное преимущество, чем приобретение крупных, утвердившихся компаний;
диверсификация в сторону производств, не имеющих общих покупателей, посредников, поставщиков или тесных технологических связей, не только с большей вероятностью может потерпеть неудачу, но и подорвет перспективу поддержания преимущества в базовом бизнесе.
Для того чтобы комплексное использование преимуществ различных базовых стратегий конкуренции действительно приносило прибыль при проведении диверсификации, необходимо:
1. Осуществлять постоянный поиск возможностей разделения производства в существующих структурах.
2. Провести ревизию взаимосвязей между существующими структурными подразделениями.
3. Оценить возможности последующей эффективной реорганизации структуры нового бизнеса.
4. Использовать при проведении диверсификации накопленный в основном бизнесе опыт и знания.
5. Создавать основу для упрощения горизонтальных взаимосвязей между подразделениями.
Учет перечисленных требований позволяет более полно использовать преимущества одновременной реализации базовых стратегий конкуренции в различных диверсифицированных сферах бизнеса.
Все мотивы перехода на стратегию диверсификации можно сгруппировать по 5 направлениям:
1. Технико-экономические:
а) желание более полно загрузить производственные мощности и
сохранить производственный потенциал;
б) альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий.
2. Экономические:
а) перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала;
б) расширение доли рынка, завоевание новых рынков.
3. Финансовые:
а) распределение рисков между большим объемом производства;
б) финансовая стабильность.
4. Социальные:
а) сохранение рабочих кадров;
б) создание новых рабочих мест.
5. Стратегические:
а) приспособление к конъюнктуре рынка;
б) противодействие колебаниям конъюнктуры;
в) страхование будущего промышленного производства;
г) слияние и поглощение.
Диверсификация в своем развитии прошла эволюцию, включающую 4 этапа, зависящих от эпохи исторического развития и от преобладающей в ней формы организации производства.
1 этап. Эпоха массового производства (начало 18 – конец 20-х гг. ХХ века). На данном этапе создавались специализированные производства (чистые отрасли).
2 этап. Эпоха массового сбыта (до середины 50-х г. ХХ века). Развивалась горизонтальная диверсификация (товары различных потребительских свойств, но в одной области). Стала возникать вертикальная интеграция и отраслевая диверсификация. Возникали отраслевые рынки. Развивалась многоотраслевая диверсификация. Границы отраслевых рынков преодолевались, возникали национальные рынки.
3 этап. Постиндустриальное общество (до конца 90-х годов ХХ века). Происходила географическая диверсификация, т. е. преобладание границ национальных рынков. Возникла международная интеграция, глобальная диверсификация.
4 этап. Эпоха информационных и компьютерных технологий. Глобальная диверсификация в условиях мировой конкуренции, мирового рынка, мировой экономики.
В качестве предпосылок диверсификации можно назвать:
– неравномерное развитие отраслей экономики;
– падение нормы прибыли в традиционном производстве;
– развитие научно-технического прогресса.
Анализ результатов наиболее эффективных фирм-конгломератов позволил выделить следующие основные черты, которыми должны обладать предприятия, чтобы добиться успеха на рынке:
– ограничение основных сфер деятельности до трех-четырех;
– сосредоточение внимания на производствах с низкой капиталоемкостью;
– ограничение 30% доли самой крупной сферы деятельности из соображений снижения риска;
– активизация усилий преимущественно в тех отраслях, где фирма занимает лидирующие позиции;
– проникновение на новые рынки предпочтительно посредством покупки предприятий, а не путем внутренней перестройки;
– отсутствие производства с интенсивным использованием человеческих ресурсов;
– продажа убыточных подразделений;
– низкая централизация управления и соответственно предоставление автономии отдельным подразделениям;
– жесткий контроль над распределением и использованием капитала;
– поощрение руководящих работников в соответствии с достигнутыми успехами.
На крупных предприятиях РФ диверсификация развивалась на другой основе, чем в развитых зарубежных странах. В основном она проводилась с целью самообеспечения предприятий, для сохранения производственных связей между предприятиями. Перечисляя в распоряжение диверсифицированного предприятия часть прибыли, структурные подразделения получали взамен поддержку при заключении договоров на поставку сырья и материалов, а также помощь в организации сбыта продукции.
Наиболее широкое распространение в России получили такие структуры, как хозяйственные ассоциации, финансово-промышленные группы, холдинги. Кроме этого, на базе бывших министерств и отраслевых управлений создаются предпринимательские союзы отдельных отраслей.
Для решения региональных проблем субъектов РФ создаются территориальные межотраслевые объединения (ТМО), состоящие из предприятий местного подчинения, продукция и услуги которых направлены на удовлетворение потребностей территориальной экономики.
В рамках ТМО решаются следующие задачи:
Комплексное экономическое и социальное развитие территорий.
Использование местных материальных, финансовых, трудовых ресурсов.
Развитие территориальных форм кооперации, концентрации и специализации производства.
Активизация внешней экономической деятельности.
Повышение эффективности производства.
Обычно это многопрофильные предприятия, занимающиеся одновременно промышленной, аграрной, торговой, строительной и другой деятельностью.
На предприятиях отечественной промышленности и в отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России мы будем наблюдать не эволюционный характер развития этого явления, что имело место в мировой практике, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.
В России при создании новых производственных формирований возникает множество проблем. Это обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства:
не полностью проработаны методы согласования работы комплексов с центральными и административно-хозяйственными местными ведомствами;
не установлены границы экономической самостоятельности этих комплексов;
взаимоотношения ассоциаций, концернов с государственными и местными органами управления во многих случаях не имеют четкой правовой регламентации;
не разработаны правовые основы информационного обслуживания комплексов.
Специфика Российской переходной экономики заключается в том, что диверсификация является одной из основных, наиболее выигрышных стратегий адаптации малых предприятий к изменению условий хозяйствования. Данные регионального исследования формирования частного бизнеса в России позволили более детально изучить вопросы диверсификации деятельности малых предприятий, ее причины и направления, цели и финансово-экономические результаты. Под диверсификацией в данном случае понимается любое изменение (увеличение или уменьшение) числа видов деятельности, трактуемых достаточно широко, как отрасль в классификации, принятой Госкомстатом РФ.
Как свидетельствуют результаты исследования, объективные возможности изменения направлений деятельности малых предприятий широки. И внутри региональный рынок, и рынки других регионов не насыщены, включают множество незаполненных ниш. Основное направление диверсификации – из сферы производства в непроизводственную сферу. Финансирование диверсификации осуществляется, главным образом, за счет собственных средств малых предприятий.
Диверсификация малых предприятий обуславливается двумя причинами:
диверсификация как выход из кризиса;
расширение своего бизнеса, повышение его стабильности.
Диверсификация малых предприятий чаще направлена на торговлю и оказание услуг. Для торговых малых предприятий диверсификация не характерна, они и так эффективны. Особенности диверсификации малых предприятий в том, что для диверсификации они чаще всего не нуждаются в привлеченных средствах. Они проводят самостоятельную финансовую политику. Вложения в оборудование и рекламную деятельность выше, чем на однопрофильных предприятиях.
Диверсифицируя свое производство, малые предприятия решают следующие задачи:
увеличение скорости продаж;
повышение доли продаж на рынке;
увеличение объема получаемой прибыли;
повышение технологического уровня производства;
обеспечение занятости работников.
Анализ результатов многочисленных исследований позволяет выделить следующие факторы, которые наиболее часто приводятся среди основных, определяющих эффективность диверсифицированных фирм:
способность добиваться реального синергического эффекта в различных видах деятельности;
тщательная подготовка диверсификации со стратегической финансовой оценкой альтернатив;
ускоренное и агрессивное проникновение на новые рынки;
повышение значимости организационной структуры, внутрифирменной культуры и качества менеджмента.
Одним из крупных секторов малого бизнеса является сфера бытовых услуг. Бытовое обслуживание очень дифференцированно по своей структуре. И речь идет не только о значительном количестве видов услуг, но и о разнообразном круге потребителей. В современных условиях важной представляется дифференциация предприятий даже одного вида услуг, различающихся по ориентации на потребителей с разным уровнем дохода. Очевидно, что эти тенденции сохранятся в ближайшем будущем. Будет существовать небольшое количество высококлассных предприятий, а мелкие фирмы для повышения конкурентоспособности диверсифицируются и перепрофилируются на другие виды деятельности.
Диверсификация деятельности предприятий, оказывающих бытовые услуги, происходит, в основном, в сферу торговли. Особенно ярко данное положение проявляется на крупных и средних предприятиях.
Диверсификация деятельности предприятий не всегда дает положительные результаты. Как избыточный уровень диверсификации, так и неоправданно высокие темпы расширения производства становятся для предприятия важной причиной ухудшения качества управления, финансового ослабления компании и снижения в результате рыночной стоимости бизнеса. Диверсификация как путь развития улучшает финансово-экономическое положение малого предпринимательства, в том числе в сфере услуг. В случае применения диверсификации, как способа выживания, ощутимых положительных результатов не наблюдается, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Обобщая оценку значимости диверсификации, отметим, что поиск направления структурной перестройки гораздо выгоднее осуществлять путем инвестиций в отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективной диверсификации производства. Только в этом случае результаты, полученные от диверсификации, окупят затраченные средства и принесут дополнительную прибыль.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9