logo search
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

Рыночная власть и контроль

В условиях рыночной экономики возникает необходимость в рыночной власти. Это способность одного участника сферы обмена (покупателя или продавца) контролировать, изменять, назначать цену товара, не зависимо от итоговой деятельности, конкуренции, поведения других ее участников. Обладатель элементов рыночной власти получает экономическую привилегию в доходах на основе естественных правил конкурентной борьбы. Западные экономисты начали интенсивно разрабатывать вопрос определения рыночной власти примерно треть века назад, что было связано с активизацией государственного регулирования рынка, с усилением контроля за процессами концентрации экономической власти как в Европе, так и в Америке.

Очевидно, что степень рыночного могущества фирмы зависит от ее доли на рынке. Какие принципы должны быть положены в основу определения границ рынка? Самым общим системообразующим свойством товарных, рыночных отношений была и остается конкуренция. Поэтому, естественно, что при вычленении рынка должны учитываться все конкуренты данного конкретного предприятия. Такой рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются действительные отношения конкуренции и монополии, в специальной литературе стали обозначать термином “релевантный”. В релевантный рынок должны включаться, во-первых, все реальные конкуренты, производящие как данную исследуемую продукцию, так и товары с высоким краткосрочным замещением. Во-вторых, к релевантному рынку относятся те потенциальные конкуренты и те мощности, которые в течение года без значительных дополнительных затрат могут быть переориентированы на производство рассматриваемой продукции или ее близких заменителей. На этой базе и становится возможным расчет долей фирм.

Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и монопсонии может быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому имеет полные чистые убытки.

Контроль за концентрацией экономической власти является одной из важных задач государственного регулирования. Однако подходы к решению этой задачи в разных странах различны. В некоторых странах считается, что концентрация в отдельных отраслях и секторах экономики, которые находятся в руках местного капитала и действуют под его контролем, является полезной, в частности, для проникновения на иностранные рынки путем увеличения конкурентоспособности этих отраслей и секторов по отношению к предприятиям, занимающим господствующее положение на международном рынке, для реорганизации слаборазвитых отраслей промышленности и увеличения возможностей в области экономической власти.

Такой подход характерен для Испании. Здесь с помощью налоговых льгот поддерживается конкуренция и интеграция сельскохозяйственных, промышленных, коммерческих предприятий, которые не являются монополиями и которые приносят пользу национальной экономике. Другой подход – ограничение концентрации. Здесь пользуются 3-мя показателями:

Бесконтрольный ход процесса концентрации экономической власти может привести в конечном итоге к структурной несбалансированности в рамках национальной политики, поэтому одной из основных целей законодательства многих развитых и развивающихся стран является строгий контроль за слиянием и поглощением конкурентов и контроль за ростом мощи монополий, которые зачастую возникают в качестве непосредственного результата такого объединения конкурентов в единую экономическую единицу.

В зависимости от типа слияний в законодательстве могут быть предусмотрены различные ограничения. В качестве главного критерия законности слияний выступает интегрированная рыночная доля объединяющихся в новых организационных рамках ранее независимых субъектов хозяйствования – фирм, предприятий, компаний, обществ и т. п.

Наиболее жесткие ограничения установлены на процессы горизонтальных слияний, которые непосредственным образом содействуют усилению экономической власти и могут вести к возникновению монополистической ситуации. В Америке, например, возбуждаются дела против сливающихся фирм, когда доля производства или общего числа продаж какого-либо товара (средств производства или предметов потребления) четырьмя крупнейшими компаниями (и не только производителями, но и посредниками) составляет свыше 75% рынка, что считается чрезмерно высокой концентрацией – рынок монополизирован, конкуренции нет или она носит “вялый” характер. При умеренном уровне концентрации (несколько ниже 75%) объявляется о намерении возбудить дело, что является на практике превентивной мерой.

В первом случае (концентрация свыше 75%) основанием для судебного преследования являются слияния, при которых доля головной компании на рынке равна 4%, а доля присоединившейся фирмы также 4%, или же соотношение этих долей 10:2. Во втором случае судебное преследование начинается при более высоких долях головной и присоединяемой фирм на рынке. Так, в качестве незаконных рассматриваются слияния, если доли на рынке товара составляют соответственно 5 и 5% (против 4 и 4%), или их соотношение 10:4 (против 10:2).

Необходимо отметить, что перечисленные критерии не являются научно обоснованными, а получены практическим путем. По некоторым параметрам общие критерии могут ужесточиться, когда открываются новые обстоятельства давления на рынок в результате еще только наметившейся монополизации.

При вертикальных слияниях установлены иные критерии. Как правило, если поставщик до объединения с фирмой-потребителем имел 10% рыночной доли, а потребитель – не менее 6%, такое слияние может быть признано противозаконным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но здесь предусмотрены определенные оговорки. Если фирмы докажут, что в результате не будут усилены барьеры для вступления на рынок новых фирм, то такие вертикальные слияния могут быть одобрены.

Для оценки конгломератных слияний действуют уже не критерии, а составленные определенным образом условия. Наиболее важным моментом, который следует учитывать в этом случае, являются дополнительные финансовые возможности, которые дает такое соглашение участвующим в нем сторонам.

Конгломератные слияния четко регулирует Германия, где зафиксировано, что господствующее положение фирмы на рынке может усилиться, даже если ее доля рынка не увеличивается, но увеличиваются финансовые возможности фирмы. Это ограничивает конкуренцию.

В США не законными признаются не все конгломератные слияния, а только те, при которых сливаются фирмы, которые потенциально могут быть конкурентами или использовали схемы взаимного давления на рынок при поставке товаров.

Значительное увеличение финансовых возможностей объединенных предприятий может обеспечить более широкую сферу действий и средств воздействия в отношении конкурентов или потенциальных конкурентов как объединяющихся предприятий, особенно если одно из них или оба занимают господствующее положение на рынке.

С начала экономических реформ, в результате внедрения рыночных механизмов, характер монополизации экономики РФ претерпел столь принципиальные изменения в сторону сближения с аналогичными структурами в странах с рыночной экономикой, что это открыло возможность и необходимость применения в России зарекомендованных себя в мировой практике мер государственного контроля, регулирования монополий и поддержки конкуренции.

Основная цель государственной политики по отношению к крупным хозяйствующим субъектам, отдельным отраслям и рынкам состоит, как это практикуется в развитых странах, в сохранении баланса саморегулирующихся конкурентных и монопольно регулируемых коммерческих структур.

Самыми важными из всех мер антимонопольного регулирования для России оказались ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность, которые подразделяются на запреты направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию. К таким относятся:

– соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

– отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

– соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

– ценовые соглашения и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением.

Закон о конкуренции предусматривает запрет на монопольно высокие и на монопольно низкие цены.

Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты, т. е. цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Для ограничения конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Предварительно контролируются:

• создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;

• ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании. Регулируются также случаи, когда предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество. То же самое применяется, если лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ.

В области антимонопольного регулирования в Российской Федерации существует множество проблем:

– не созданы условия для добросовестной конкуренции, определяющие эффективность рыночной экономики;

– не предпринимаются усилия по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий;

– отсутствует четкое распределение функций по осуществлению антимонопольной политики между разными ведомствами;

– вне поля зрения органов антимонопольного регулирования остаются процессы концентрации собственности в целях установления контроля над рынком;

– отсутствует эффективная система регулирования естественных монополий;

– не создана действенная система поддержи малого бизнеса;

– существуют проблемы в законодательном регулировании ценообразования.

В настоящий момент для того, чтобы избежать проблем в области антимонопольного регулирования правительство Российской Федерации должно разработать и реализовать систему мер по повышению эффективности антимонопольной политики и развитию конкуренции.